Перейти к содержимому

Зэгэтэ-аба у кудинских  бурят

У нынешних кудинских бурят, живущих по Якутскому тракту в Иркутской губернии, бывают так называемые а б а, т. е. по-русски «облава на зверей».
Эта облава у кудинских бурят существует с давних времен и, наверное, заимствована от прежних зэгэтэ-аба, т. е. нынешние облавы не что иное, как отголосок прежних колоссальных зэгэтэ-аба. О прежних зэгэтэ-аба в народных преданиях упоминается смутно и отрывочно, но они все же свидетельствуют о многочисленности участвовавших в них: нередко количество участников облавы доходило до нескольких тысяч человек. Они охотились общими силами и убитых во время охоты зверей делили затем поровну между собою. О действительном существовании зэгэтэ-аба свидетельствуют следующие народные устные предания: Булагат женился на дочери Халык-хана во время зэгэтэ-аба; сын Булагата – Тоглок последнюю свою жену похитил во время зэгэтэ-аба из племени сэгэнутов. От этой жены впоследствии родился Ашехабад. По словам предания, праотцы нынешних ользоновских и баяндайских бурят Верхоленского ведомства были убиты дома участниками зэгэтэ-аба, в количестве 400 человек, увезших затем жен убитых, но некоторые, в свою очередь, убежали от убийц и вернулись домой.
Хотя приведенные примеры относятся к области легендарных народных преданий, которыми изобилует каждая народность, но все же они свидетельствуют о существовании когда-то зэгэтэ-аба.
Такие же указания имеются в преданиях балаганских бурят и других.
По всей вероятности, зэгэтэ-аба была заимствована бурятами с их первобытной родины, где они добывали себе пищу совместной охотой на больших опасных зверей в тайге. Предки нынешних бурят, покинув свою первобытную родину и поселившись в местах, где они обитают и поныне, т. е. в Иркутской губернии, стали общими силами охотиться и на новой родине, так как она тоже изобиловала зверями.
Может быть и так, что во время одной из зэгэтэ-аба буряты, увлекаемые обилием зверей, пришли в ту местность, где они живут и сейчас. Есть предания, что предки нынешних бурят, кроме скотоводства, которое было плохо развито и не могло удовлетворить их потребностей, занимались также звероловством и рыболовством, бывшими их основными занятиями и обильно вознаграждавшими их труды. Именно поэтому предки нынешних бурят жили в лесистых местах, где водилось множество зверей, а также около озер и рек, изобиловавших рыбой. Следовательно, они не имели постоянного местожительства, а скитались по разным местам, где только встречались звери и имелась рыба.
Такой образ жизни и трудности охоты в одиночку приучили их охотиться сообща, артельно. Таким образом, они помогали друг другу и совместно преодолевали опасности жизни охотника. Это и вызвало образование зэгэтэ-аба, ставшей впоследствии очень многолюдной из-за большого числа участников.
Слово зэгэтэ-аба состоит из двух слов. Зэгэтэ происходит от з э г э н, что по-русски значит «росомаха» и от аба – «облава». Следовательно, все сочетание будет по-русски «облава на росомах», которые считались сильными и опасными зверями. Эта опасность, следовательно, и приучила их охотиться на больших зверей артелями. В подобных артельных охотах, в погоне за зверями они отвлекались в места далеко от их первоначальной родины и пребывали там продолжительное время; уходили, по-видимому, и на север, в нынешнюю Иркутскую губернию. Иногда они возвращались на старое местожительство, а иногда оставались жить на новом месте, если новая родина казалась им лучше, чем старая.
По словам предания, в зэгэтэ-аба участвовало иногда по нескольку тысяч людей. Иногда, в благоприятное для охоты время, несколько таких зэгэтэ-аба соединялись вместе и образовывали громадные полчища, которые на своем пути нападали на более слабых, вытесняли их с мест жительства, или же покоряли их и облагали данью, или же смешивались с ними в одну зэгэтэ-аба.
Таким образом, зэгэтэ-аба увеличивалась до громадных размеров.
Таким образом, мы считаем, что предки нынешних бурят, придя, следуя с охотой, в места, где ныне живут потомки, т. е. в пределы нынешней Иркутской губернии, поселились здесь и занимались первое время звероловством и охотой. По-видимому, они стали заниматься и скотоводством, которое сперва было развито очень плохо и в малых размерах. Скотоводство это, бывшее новым промыслом, постепенно стало улучшаться и все лучше обеспечивало занимающихся им. Звероловство и рыболовство становились подсобными промыслами. Это новое хозяйство требовало все большего ухода и волей-неволей заставляло пренебрегать охотой. Она уже не носит такого массового характера, женщины и дети перестают принимать в ней участие, их удерживает домашнее хозяйство. Зэгэтэ-аба не имеет уже такого размаха и занимает меньшее время. Облавной охоте отводится лишь свободное время. Прекращаются кровопролитные междоусобные войны, буряты переходят постепенно к мирной и спокойной жизни.
Почти полное падение зэгэтэ-аба имело немаловажные последствия для бурят. Во время прихода русских они уже не представляли из себя многочисленные, крепко организованные общества. Вследствие развития скотоводства они распались на небольшие общества сородичей. Сравнительная редкость зэгэтэ-аба не могла не ослаблять их отваги и мужества, – качеств, воспитываемых в их предках с раннего детства жизнью в лесах, борьбою со зверями, иноплеменниками и разными невзгодами охотничьей жизни. Ко времени прихода русских большая часть бурят представляла уже из себя почти мирных скотоводов, которые к тому же ничего не могли противопоставить огнестрельному оружию казаков. Этим, между прочим, объясняется легкость их покорения русскому царю. Последнее же не могло не повлиять на уничтожение многих обрядов и обычаев бурятской жизни, прежде всего, конечно, на принесение человеческих жертв и описанные выше погребальные обряды.
Многое, конечно, из быта древних бурят осталось неприкосновенным и существует до настоящего времени, хотя и совершается под сурдинкой из страха перед священником и исправником.

Библиография:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С. 111-125