Перейти к содержимому

Заяши

(Шаманская легенда)

Унгинские буряты верят, что каждый человек имеет своего собственного «заяши», который заботится о нем. У богатых людей заяши бывает тоже богатый. Он ездит на хорошем коне, в хорошем одеянии и в руке держит аркан (бугуля), присматривает за табунами и за рогатым скотом, чтобы они не терялись и чтобы их не давил зверь. Заяши заботится о своем человеке; он будит его рано поутру, чтобы он бодрствовал и работал.
У трудолюбивого и прилежного человека и заяши бывает трудолюбивый и прилежный. У бедного человека заяши тоже бедный, ездит на худом коне, в худом одеянии. Если бедный человек не имеет коня и ходит пешком, то и его заяши ходит пешком. У ленивого человека заяши тоже ленится и сердится на своего человека, что он ленится и не работает; иногда даже такого ленивого человека заяши оставляет и перестает заботится о нем. У прилежного человека заяши радуется, что его человек работает. Когда человек родится, то у него бывает три души (хун гурбан хунхэтэ, по русски: «человек с тремя душами»). Первая хорошая душа (хайн хунхэн)— это есть заяши. Вторая средняя душа (дунда хунхэн)— это та душа, которая во время сна человека оставляет тело и странствует повсюду; эту вторую душу ловят духи, и если поймают и посадят в темницу, то человек умирает; когда духи гоняются за душой и ловят ее, она плачет; другие люди слышат этот плач и говорят тогда:
«Духи изловили чью то душу». Когда же человек, душа которого поймана духами, умрет, то душа его делается духом и странствует повсюду на том самом коне, на котором похоронен покойник, и в том самом одеянии, в котором его похоронили.
Вторая душа богатого человека ездит поэтому на том хорошем коне, на котором его похоронили, на ней то самое нарядное одеяние, при ней те же орудия, она ест те же самые кушанья, пьет то самое вино, которые дали покойнику при его похоронах. У бедного покойника и вторая душа его будет после смерти жить в бедной обстановке.
Третья худая душа (му хунхэн) постоянно бывает в теле и никогда от него не отлучается. Эта душа никакого добра не делает, а делает, скорее, вред; по понятию бурят, кошмар бывает у людей от этой худой души; когда человек пит, эта худая душа выходит из тела и давит его. После смерти человека худая душа остается около тела, караулит его и никуда нейдет. Вот почему, по мнению бурят, на могилах покойников строить дом невзначай худо; худая душа покойника будет показываться и вредить хозяину дома.
После смерти человека хорошая душа, т.е. заяши, поднимается на небо, вторая, средняя душа, делается духом и странствует по земле, третья, худая душа, остается около тела, а когда тело покойника сгниет, кости разрушатся и ничего не останется, она делается вихрем (хихуй). В этом вихре в самой середине его вертится дух, т.е. худая душа человека в виде моркови; верхняя часть этого духа толстая; на самой верхушке головы только один глаз; к низу дух делается все тоньше и тоньше и кончается острым концом; эту форму он получает потому, что, вертясь в вихре, истирается и становится тоньше. Под конец он совсем истирается и исчезает.
Когда буряты видят вихрь, то говорят:
—Долгонор хатхул.
—Долгонор хатхул.
Если эти слова произнести, то будто бы вихрь прекратится.
В прежнее время жил один бедный человек, который нуждался во всем. Однажды этот бедняк пошел искать своего заяши. Идя по дороге, он встретил та-
кого же бедного человека, как сам он, шедшего, как и сам он, тоже пешком.
—Куда идешь?—спросил он этого человека, а тот, в свою очередь, спросил его:
—Ты куда идешь?
Тогда бедный человек говорит:
—Я бедный человек. Пошел искать своего заяши.
Встретившийся говорит:
—Я твой заяши. Что тебе нужно?
Бедняк отвечает:
—Я очень беден. Как мне разбогатеть? Научи!
Заяши говорит:
—Один богатый человек будет колоть верблюда; иди к нему, помоги ему заколоть, а шкуру сними целиком; когда снимешь, набей ее травой и неси на себе; я буду в это время на небе у Бурхана, и когда ты понесешь шкуру, набитую травой, я скажу Бурхану: «Посмотрите, какой сильный человек — на себе несет верблюда!» Тогда Бурхан посмотрит на тебя и ты будешь богат.
После этого бедняк пошел к богатому человеку, помог ему заколоть верблюда, снял шкуру целиком, набил ее травой и несет на себе. В это время его
заяши поднялся на небо и был у Бурхана.
— Посмотрите, — сказал он Бурхану, — на земле какой-то сильный человек на себе несет верблюда.
Бурхан посмотрел вниз и увидел этого человека. С того момента бедняк стал поправляться и сделался богатым человеком. Но когда скот его размножился, ему не стало ни покоя, ни времени; он постоянно должен был смотреть за своим скотом и беспокоиться о его целости. Наконец ему стало лень ходить за скотом и он подумал: жить бедному лучше и спокойнее, чем богатому.
И он поехал искать своего заяши. Он встретил его едущим на хорошем коне, в хорошем одеянии и в руке у него аркан. Заяши спросил его:
—Куда ты едешь?
—Я ищу своего заяши, — отвечает тот.
Заяши спрашивает:
— Зачем ты ищешь меня? Что тебе нужно?
— Богатому жить трудно, — отвечает человек. —День и ночь не знаю покоя. Сделай меня по прежнему бедным.
Тогда заяши научил его, что сделать.
— Когда приедешь домой, — сказал ему заяши, — то всю посуду положи отверстием к двери, корзины (тэбши) приставь наклонно к стене тоже отверстиями к двери, и так ночуй! На другое утро, когда будешь выгонять овец, то возьми простоквашу с вьюком (аша) и, когда овцы будут выходить из двора, макай вьюк в простоквашу и бей каждую овцу по заднице. Тогда опять сделаешься по-прежнему бедным. Заяши уехал, а человек приехал домой, всю посуду положил отверстиями к двери, корзины приставил к стене наклонно также отверстиями к двери; на другое утро, когда стал выгонять овец, то взял вьюк, начал макать его в простоквашу и бить каждую овцу по заднице. Тогда все овцы обратились в козуль (горохон), почему у козуль под хвостом белое пятно. Остальной скот у него пропал. Тогда он сделался по-прежнему бедным. Некоторое время спустя этот бедный человек опять пошел искать своего заяши и нашел его; на этот раз заяши шел пешком и был в бедном одеянии. Человек говорит ему:
— Худо жить бедному; лучше жить богатому, хоть и не зная покоя ни днем, ни ночью. Сделай меня опять богатым!
Но заяши ответил:
— Бурхан по желанию людей богатство не дает. Ты прикончил свое счастье и более меня не ищи!
Сказав это, заяши ушел, а бедный человек остался бедным.
В другом варианте этого рассказа начало совершенно то же самое. Бедняк, разыскавший своего заяши, просит сделать его богатым; заяши наставляет бедняка набить верблюжью шкуру травой и нести ее мимо горы, на которой будут сидеть все заяши и Бурхан. Бедняк исполнил приказание. Когда он проносил шкуру мимо горы, заяши сказал:
— Посмотрите, какой сильный человек! Он несет на себе верблюда!
Все заяши и Бурхан посмотрели на этого бедного человека, и человек сделался богатым.
Буряты верят: если Бурхан на кого посмотрит, тот должен сделаться богатым и жить счастливо; они обыкновенно говорят о том, кто живет богато:
— Бурхан хара (по русски «Бурхан увидал»).
Также есть поверье: если человек набьет верблюжью шкуру травой, понесет на себе и побывает с нею в трех разных и отдельных местностях, то будет богат, потому что его увидит Бурхан.

Литература:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.3. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С.30-33.