Перейти к содержимому

Записи собирателей. Обычай ставить аранга

Публикуемая запись сделана мной в 1914 году со слов бурята Хамтая Хамарханова — обитателя улуса Шохтый Эхирит-Булагатского аймака. Первая половина ее дает возможность познакомиться кратко с представлением бурят простолюдинов о причине грома; вторая половина объясняет обычай ставить, так называемое «аранга». «Аранга»— это помост на четырех столбах, на котором хоронится или убитое молнией животное или лошадь умершего шамана. То же название носит помост, на котором ставится гроб шамана или человека убитого молнией. Обычай ставить аранга широко распространен в пределах Восточной Сибири, его держатся с давних времен буряты-шаманисты, а также некоторые тюркские и тунгусские племена. Нигде в литературе, пишущий эти строки, не встречал записей народных легенд, которые бы объясняли происхождение этого давнего своеобразного обрядового обычая. Редакция помещаемой ниже записи приближается к точным словам рассказчика. Гром тэнгэри устраиваю, когда на охоту ходят. Зверя стреляют или из лука друг в друга стреляют — восточные в западных между собою. Говорят камнями стреляют. Иногда же гром бывает от копыт коня, на котором бурхан ездит, молния-искра,— когда копыто коня о камень ударит. Кони удивительные — с крыльям. Снизу крылья красные. Как самые хорошие бегунцы не уставая бегают. Если кто из простолюдья коня увидит, гром услышит, непременно уминает. Во время грозы черт (ш орт) боится, под деревья тогда прячется. Хороший тэнгэри стреляя, гром делает, и расщепав дерево черта убивает. Тэнгэри убивает тех бурят и скот, который хочет у себя иметь. Самую хорошую корову и коня всегда убивает, но не худых. Убитого на аранга, брызгая, кладем. Где убьет там аранга и ставим. Аранга, где скотина убита, с приколоченными внизу досками делается. Шаман умрет; простой бурят, убитый громом, умрет — как шамана его хороним. Ему дом на четырех столбах строим,—тоже аранга зовут, среди леса ставим в самой середине или на опушке. Никто не ходит туда, боятся, прута рубить нельзя — умереть можно, ягоды, грибы собирать, жуков ловить — можно. Коня шамана убиваем, на аранга кладем, куда надо шаман на коне своем едет, убитом, Аранга для коня без досок внизу делается.

Наши говорят, когда то хороший охотник жил, много зверя бил: медведей, коз бил много. Раз, говорит, он в самую большую тайгу промышлять пошел. Долго ходил, ходил, черное глубокое провалище увидел, в него спустился — думал зверь там живет. Долго в темноте шел, как ночью. Куда-то упал, лежал ничего не помня; очнувшись видит: маленький народ величиной с траву вокруг туда сюда ходит. Сам же охотник на помосте (аранга) лежит, как пропащий конь шамана. Двух маленьких людей, вроде как бурят, пальцами правой руки поймал. Они сейчас же, крича, умирали. Пожалев их, решил охотник спокойно лежать. Разговор, как шорох, маленького народа слышал: давайте тарасун, брызгать верхним тэнгэри, может быть тэнгэри, который гремел, когда но падал, обратно упавшего возьмет, у нас скота не хватит его кормить.

Шаманили все они, всем народом шаманили, тайлаган устроив, тарасун брызгали. Охотник с помоста на землю поднялся, как раз на то место, где он под землю упал. Где коня привязал — коня нет, одни кости лежат. Пришел в свой улус рассказывает, боялись  его, думали мертвым («пропащим») вернулся, убегали от него — три года под землей он был. Тайлаган устроили. Решили с той поры, если кого гром убьет на аранга класть, чтобы скорее к тэнгэри шел.

В. Подгорбунский

Подгорбунский, В. Записи собирателей. Обычай ставить аранга // Этнографический бюллетень. — 1923. — №2 (февраль). – С. 5-7