Перейти к содержимому

«ЯНГУТСКИЙ БУРЯТСКИЙ РОД»

Бурят-Янгуты

МАНЖИГЕЕВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ
Этнограф, педагог, лингвист, кандидат исторических наук

Иван Матвеевич Манжигеев родился 12 октября 1897 г. в улусе Бурят-Янгуты Осинского аймака Усть-Ордынского национального округа Иркутской области. До 1911 г. учился в местной начальной школе, затем поступил в Иркутское сельскохозяйственное училище с педагогическим уклоном, которое окончил в 1916 г. со званием учителя начальной школы. В 1916-1919 гг. учительствовал в бурятских начальных школах. Уже тогда он проявлял живой интерес к собиранию материалов о хозяйстве и быте бурятского населения. Он сотрудничал в агрономическом журнале «Иркутский хозяин», где опубликовал в 1917 г. статью «Путь к огородничеству в бурятском хозяйстве», и принимал участие в работе сельской кооперации.
Осенью 1919 г. И.М. Манжигеев был избран членом ревизионной комиссии Иркутского губернского союза кооператоров. Переехав в Иркутск, он поступил на кооперативные курсы при Иркутском государственном университете, а с сентября 1920 г. учился в нем на экономическом отделении факультета общественных наук.
И.М. Манжигеев принимал деятельное участие в кооперативном строительстве Бурятии. В 1922 г. возглавлял бюро по организации Бурятского союза кооперативов (Буркоопсоюза). Был избран членом правления Буркоопсоюза.
В 1925 г. Бурят-Монгольский обком ВКП (б) командировал его в МНР на кооперативную работу в качестве советского инструктора Монгольского центрального народного кооператива (Монценкоопа). Он работал здесь консультантом по подготовке кооперативных кадров из коренного населения, преподавал в Центральной кооперативной школе и на курсах при Монценкоопе.
В 1931 г. И.М.Манжигеев был направлен в Москву для преподавания монгольского языка в Институте востоковедения, где проработал под руководством известного монголиста, профессора Г.Д. Санжеева до 1936 г. За эти годы он более детально познакомился с теорией монгольского языка, подвел теоретическую базу под свои ранее приобретенные практические знания по монгольскому языку. Им были составлены монгольско-русский словарь и учебник монгольского языка, изданные в 1933-1934 гг. Институтом востоковедения. В 1936-1938 гг. И.М. Манжигеев учился в аспирантуре Московского института востоковедения на историческом отделении монгольского сектора. С 1938 по 1941 гг. преподавал монгольский язык во Всесоюзной академии внешней торговли и заведовал кафедрой восточных языков.
Когда началась Великая Отечественная война, И.М. Манжигеев 6 июля 1941 г. вступил в народное ополчение. Вскоре был призван в действующую армию и пробыл в ее рядах до 15 февраля 1943 г., участвуя в боях на Западном фронте. Был демобилизован по состоянию здоровья и выехал в Иркутскую область.
В 1943-1944 гг. И.М. Манжигеев работал директором Боханской средней школы, а с января по июнь 1945 г. — заведующим отделом пропаганды и агитации Боханского аймачного комитета партии.
С сентября 1945 г. до конца своей жизни И.М. Манжигеев посвятил преподавательской, научно-исследовательской и общественной деятельности в Иркутском государственном университете им.А.А. Жданова. Он заведовал бурятским отделением историко-филологического факультета, преподавал бурятский и монгольский языки. Пользовался заслуженным авторитетом среди преподавателей и студентов. Иван Матвеевич большое внимание уделял научно-исследовательской работе студентов, руководил в университете бурятоведческим кружком, организовывал лингвистические и этнографические экспедиции. Ежегодно совершал поездки в Осинский район, тщательно собирая историко-этнографический материал о Янгутском роде.
Научно-исследовательская работа И.М. Манжигеева была направлена, прежде всего, на изучение в историко-этнографическом плане хозяйства и общественного строя бурят. Еще в довоенное время, работая в Московском институте востоковедения, он готовил кандидатскую диссертацию по теме «Общественный строй бурят-монголов по письменным памятникам обычного права», но рукопись этой работы вместе с его библиотекой погибла в годы войны. Опыт же работы над этой темой им был использован при подготовке историко-этнографической монографии «Янгутский бурятский род». Она была защищена в качестве кандидатской диссертации в 1952 г.
В последние годы жизни И. М. Манжигеев занимался изучением вопросов диалектологии и бурятского литературного языка.

«ЯНГУТСКИЙ БУРЯТСКИЙ РОД»

Настоящая работа представляет собой историко-этнографическое исследование одного из бурятских народов. На примере Янгутского рода автор стремился показать эволюцию родовых отношений, сущность родовых пережитков в поздние исторические периоды, наконец, процесс разложения рода на основе классового расслоения бурятских улусов.
Основные источники для монографии составляли этнографические материалы, собранные автором: записи преданий и других произведений т народного творчества, воспоминания старожилов, родословные данные языка, памятники материальной культуры (орудия труда, предметы хозяйственного и домашнего обихода, жилище, одежда, обувь и пр.), старинные обычаи и их пережитки, материалы шаманского культа.
Автор, сам выходец из Янгутского рода, на протяжении десятков лет имел возможность наблюдать, общественные отношения, старый и новый быт своих земляков. Результаты этих наблюдений использованы в настоящей работе.
В книге И. М. Манжигеева представлено несколько глав:

  1. Физико-географическое описание территории Янгутского рода
  2. Исторические сведения о происхождении Янгутского рода
  3. Хозяйство и промыслы
  4. Быт янгутских бурят
  5. Народное образование и здравоохранение. Религиозные воззрения
  6. Экономические и культурные связи янгутских бурят и местного русского населения

  Как в отдельных главах, так и в заключительной части работы прошлое бурятского народа сопоставляется с настоящим, показывается, как у потомков Янгутского рода совершался процесс социалистического преобразования во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни на основе проведения Коммунистической партией и Советским правительством ленинской национальной политики. 

Янгутский род

«ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯНГУТСКОГО РОДА»

Енисейские старожилы рассказывают легенду о происхождении янгутского рода. Так, согласно преданию, потомки янгутского рода свою родословную возводят к мифическому Буха-Нойону. Историками доказано, что Буха-Нойон — реальное лицо, он был зятем Чингисхана, возглавлял тумен, то есть командовал 10 000 воинами. От Янгута, являющегося представителем пятого поколения от Буха-Нойона, произошло название янгутского рода.
Предание гласит, что предки рода являются выходцами из Северной Монголии, перекочевавшие в Кудинские степи (Эхирит-Булагатский район). О том, как они переезжали, также гласит легенда. По одной из версий, предки янгутского рода однажды ехали на свадьбу по ту сторону реки Ангары в нукутские степи. На свадьбу ехала одна беременная женщина по имени Егтэ-Эмэ — хитрая, коварная.
По дороге около села Куда, расположенной неподалеку от Иркутска, она почувствовала приближение родов. Тогда решили оставить ее здесь, сделать для нее шалаш и поручить одному из спутников ухаживать за ней. В этом шалаше она родила сына, которому дали имя Енгууд — Егтэ-Эмэhээ гараhан Енгууд, что в переводе значит «янгут, родившийся от хитрой, коварной женщины».
Пеленать ребенка было нечем. Пришлось завернуть новорожденного в гриву гнедого коня и за неимением колыбели положить в большую деревянную поварешку. По-бурятски об этом было сказано следующим образом: «Хэер мориной дэлhэн дээрэ, хэлтыгэй шанагайн эрмэг дээрэ гараhан Енгууд» — «Янгут, родившийся на гриве гнедого коня и на краях кривой поварешки».
Впоследствии на том месте, где будто бы стоял шалаш, была выстроена церковь. До прихода советской власти потомки янгутского рода, проезжая через село Куда, совершали шаманский обряд брызганья у церкви в честь своего предка. В 1920 году церковь была разрушена, а в 1990-х годах примерно в тех местах подняли барисан, так как данная местность считается бурятами святой.