Перейти к содержимому

СУД СТАРУХ

По словам унгинских бурят, бывал в старину так называемый «суд старух»; он устраивался в том случае, если у какого-нибудь бурята после женитьбы не родятся дети; тогда у этого бездетного бурята собирались все старухи из окрестности и варили саламат.

Сварив саламат, клали его в чашки и ставили вокруг очага с огнем; бездетного бурята сажали около очага и масло с саламатом и часть самого саламата клали в огонь очага. После этого самая старшая старуха снимала с себя штаны и била бездетного бурята, приговаривая:
— Спи со своей женой… чтоб родились дети! Докуда будешь бездетным?
Затем и все остальные присутствующие старухи бьют его каждая своими штанами и приговаривают те же слова. Потом все старухи едят сваренный саламат. На этом суде по обряду должны участвовать семь старух. Молодые женщины, девицы и мужчины не участвуют.
Если через год или более после этого обряда у бездетного бурята родился сын или дочь, и если у него было состояние, то устраивали праздник. Бездетный бурят был наказан за свою бездетность старушечьим судом; теперь он исправил свое поведение, жил с женою как следует, удостоился сделаться отцом и в благодарность за покровительство старух перед заянами он должен был устроить в честь старух обряд «милага».
Когда у бывшего бездетного бурята родится ребенок, на третий день после его рождения собираются все соседи и родственники, в особенности женщины всех возрастов; женщины являются здесь главными распорядителями праздника; мужчины принимают участие также, не различая возраста.
Осчастливленный новорожденным домохозяин приготовляется к празднику; заготовляет вино и тарасун, пригоняет табун лошадей и загоняет их во двор. Собравшиеся женщины идут во двор, выбирают в табуне по своему усмотрению самую жирную кобылу и ловят ее арканом. Поймать кобылу должна непременно женщина; мужчины не принимают участия в ее ловле. Одна из женщин берет аркан, набрасывает на голову выбранной кобылы и тянет, а другие женщины помогают ей, удерживают ее, подводят к дому и колют. Заколоть кобылу должна по обряду женщина; она берет топор и бьет прямо в лоб кобылы; затем женщины снимают шкуру, в чем иногда им помогают мужчины; женщины чистят и моют внутренности, очищают кишки от кала и тонкие кишки начиняют кровью; все мясо варят в котлах, в то же время в юрте в котле варят саламат, с которого масло берут в особую посуду.
К обряду «милага» присоединяется еще другой обряд «oлoгoдoурулха» (пеленание ребенка: oлгo — «люлька», урулха — «вводить», следовательно, «вводить ребенка в люльку»; т.е. ребенок входит в свой дом; oлгoдoхo — пеленать ребенка в люльке). Для этого обряда колют барана или годового или двухгодового бычка, который специально назначается для «oлoгoдoурулха» (иногда говорят «торолхо») во время этого обряда новорожденного ребенка в первый раз пеленают в люльке. Все собравшиеся дарят для новорожденного ребенка кто сколько может; женщины приносят из своих домов в подарок разные предметы для пеленания: шкурки саксург молодых козлят, козулью шкуру для пеленания в холодное время года, пеленки, сшитые из материи, рубашки для ребенка и пр.; некоторые молодые девицы и женщины дарят деньги. Если новорожденный мальчик, то старики приносят стрелы, на выемках которых привязаны белые миткалевые ленты, и одаривают ими в знак того, что новорожденный вырастает большим и будет носить колчан со стрелами. Молодые мужчины дарят деньги по состоянию. Родители новорожденного тоже одаривают гостей по состоянию; некоторым надевают новые рубашки, другим шелковые или простые платки, а женщинам на шею привязывают золотые и серебряные монеты и т.д. в прежнее время, когда обряд «торолго» окончится, когда все, что приготовлено для него, съедят и выпьют, начинался веселый и бурный праздник «милага».
Саламат и мясо колотой кобылы, сваренные заранее, клали в корзины и чашки и ставили около очага; тут же ставили посуду с вином и тарасуном. в это время главными распорядителями бывали женщины. Они капали вино и тарасун в огонь, от мяса отрезывали несколько кусков и тоже бросали в огонь; клали в него саламат и выливали на него масло. По совершении этого обряда начинали пить вино и тарасун и есть мясо и саламат. Все присутствующие женщины, как распорядительницы обряда «милага», держали «харха» или «хаба» (сосуд) и подавали гостям вино и тарасун; мужчины на этом празднике являлись как бы гостями. К концу обряда женщины ставили около двери караул из старух и пожилых женщин, которые должны были не выпускать никого из юрты. Молодые мужчины, хорошо зная, что им угрожает, старались выбраться из юрты заблаговременно, пока еще не поставлен женский караул.
Кто прозевал момент, того уже не выпустят и над ним свершится грозный суд старух. Когда караул поставлен, женщины-распорядительницы брали особую посуду, клали туда масло и сажу с котла и мешали; получалась черная мазь. Когда мазь готова, молодые женщины и девицы выходили из юрты, а старухи и пожилые женщины брали приготовленную мазь и сначала мазали ею лицо самой старой старухи; это делалось, чтоб показать, что суд нелицеприятен, никому не делает пощады. Потом они макали в эту мазь свои руки, бросались на отца ново-рожденного и мазали ему лицо и тело; если он сопротивлялся, то женщины так расходились, что раздевали его, вымазывали ему все тело; когда его оставляли, вымазанный сплошь, он одевался. Потом женщины приступали к другим мужчинам и мазали всех без разбора. Благоразумные мужчины не оказывали сопротивления, сидели смирно и тогда женщины ограничивались только тем, что мазали одно лицо. Ни мольбы, ни просьбы не помогали; женщины не унимались, пока не вымажут всех мужчин от старого до малого. Мазали женщины и друг друга, но только ради шутки, мужчинам же доставалось в этот день больше всех, особенно молодым, которые были женаты, но еще не имели детей.
После этого доедали мясо и саламат и допивали вино и тарасун; при этом весело шутили и пели песни, а потом постепенно расходились по домам. Какое значение имело это мазанье черной мазью, я не мог узнать; никто не мог мне этого объяснить. На этот праздник собиралось иногда множество гостей, так что доедали все мясо, и этим кончался праздник «милага», который устраивали только богатые буряты, потому что он был сопряжен с большими расходами. Ныне буряты ограничиваются обыкновенно одним «торолго».

Библиография:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.3. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С.272-274