Перейти к содержимому

Шаманство Иркутских бурят

Источник https://dzen.ru/a/X1MUhMhMAz_99B1C

Шаманское суеверие, ни на чем не основанное поддерживается некоторыми нелепыми преданиями и грубыми суевериями. Одно из суеверий в Аларском ведомстве, которого  нет в других ведомствах то, что если дитя сильно больно, то, значит, ему сосет темя „Аонохой» т. е. зверек наподобие крота или кошки с одним глазом во лбу. Как увидеть этого зверька, так и избавить от него никто, кроме шамана, не может. Представитель шаманства, шаман лицо у них почетное, но ничем не отличающееся от обыкновенных бурят, а напротив одежда на нем по большей части хуже и грязнее, потому что в шаманы идет человек, который размотал свое хозяйство и привык к пьянству; или же другой по лености, нехотя жить трудом, сначала начинает дичать, бегать по юртам, прорицать, приходить в неистовство, расшибая себе иногда даже лицо, и после долгого такого испытания, старые шаманы, следившие за ним, признают его шаманом; особенных же действий для производства в шаманы в Верхоленском ведомстве не замечено. А вот в Аларском ведомстве, хотя принадлежащем к ламаистской религии, все держатся шаманства. Там в шаманы производят по происхождению от родителя — шамана или по выбору самих шаманов и для производства в шаманы устраивают из берез беседку наподобие тыквенника, где садят тыквы, и кругом этой беседки обступают на верховых лошадях, несколько старых шаманов впереди и несколько позади, а вновь избранный стает в середине и все в белых колпаках. Вновь избранного можно узнать, по тому, что его колпак без украшения, а у тех пришиты разных цветов грязные ленточки. Этот поезд объезжает несколько раз эту беседку с криком и заклинанием; передовые шаманы, возят с собой три кадушки: одна с тарасуном (вино из молока), другая с хурунгой (квашеное молоко из которого приготовляется вино) и третья со скотской сырой кровью; после объезда все уезжают в шаманскую рощу и там новый шаман должен лазить по деревьям и держаться за ветку, то обоими, то одной рукой подобно обезьянам и благо тому, который не упадет и не оборвется; тогда его шаманы признают вполне достойным служителем духов, наполняющих воздух. И действительно новый шаман легок, как белка, потому что перед этой церемонией он за неделю почти ничего не ест кроме небольшой порции пареной ржи, хурунги и сырой скотской крови; потом новый шаман одевается в шаманские доспехи, которыми шаманы в Аларском ведомстве отличаются от прочих шаманов других ведомств, именно надевает на себя эпанчу без рукавов сшитую из разных звериных шкурок, на голову — род чалмы с железными рогами, на ноги— сапоги, у которых носки обиты железом и загнуты вверх крючком, на шею обматывает змею, шитую из материи, цвет которой подходить к цвету змеиной шкуры: голова и хвост этой изображенной змеи висят по плечам. Затем он берет в руки две железные палки, по временам из правой руки он выбрасывает палку, затем подают ему бубен, а потом колокольчики и он начинает шаманить. Первыми словами он клянется перед главным из духов, что по примеру своих отцов останется и он до самой смерти верным ему служителем, потом начинает кувыркаться, кричать и наконец, приходит в изнеможение и падает навзничь, но по большей части стоящие сзади его буряты не допускают ему упасть. В этой одежде шамана есть действительно что — то отталкивающее — присущий образ сатаны, между тем как в других ведомствах, как например в Верхоленском, шаман шаманит в обыкновенной обыденной худенькой одежде, с двумя деревянными палками.

У Аларских шаманов так же есть свои знамена или флаги, на подобие ламаистских, но без надписей и другого цвета. Все это хранится в шаманской роще и вывозят только бубен и флаги, когда шамана везут куда-нибудь в юрту, а одежда шамана остается тайной, потому, что боятся за это преследования, и хорошо надо сблизиться с бурятами, чтобы узнать об этом.

Священник Андрей Еремпев

Май 1875 г. Село Хогот, Верхолен. округа,

Редактор, Ректор Иркутской Д. Семинарии, Архимандрит Модест.

Дозволено цензурою. Мая 24 дня 1875 года.

Печатано в Типографии Окружного Штаба.

Еремпев А. Шаманство Иркутских бурят // Иркутские епархиальные ведомости. – 1875. — №21 (24 мая). – С. 300-302