Перейти к содержимому

Шаман и обряды шаманской веры

Шаман. Переход простого бурята в шаманы. Влияние шамана на бурят. Ворожба на лопатке. Хэрык. Брызганье. Похороны шамана. Шаманское дерево.


Шаман у бурят есть лицо духовное. По костюму своему он отличается от простых бурят только пучком разноцветных лент, приколотых к его шапке; даже во время отправления им различных обрядов шаманской веры, одежда на нем остается та же самая, какую он носит всегда. Переход простого бурята в шаманы не зависит ни от Правительства, ни от общества бурят, а превращение это происходить само-собою, по воле Бурхана (Бога), как полагают буряты. Когда кто из бурят почувствует в себе способность сделаться шаманом, то он становится дулашным (беснующимся), вдохновенным. Бегает день и ночь по лесу, где часто, разложив большой огонь, начинает около его крутиться и кривляться самым неестественным образом, так что на него в это время страшно бывает смотреть: лицо его совершенно изменяется, пена показывается у рта, он кричит нечеловеческим (образом) голосом, и продолжает это до тех пор, пока от изнеможения не упадет без чувств на землю. После довольно продолжительного беснования, буряты наконец признают его своим шаманом, и он, вступив в свои права, начинает уже открыто, по приглашению бурят, исправлять обряды шаманской веры.

Влияние шамана на бурят весьма значительное; сделается ли у кого какая покража захворает ли кто, тот час же, идут к шаману и просят его «пособить» горю. Выслушав в чем дело, он берет баранью или козлиную лопатку*, идет вместе с пришедшим к нему бурятом в юрту, садится около огня и кладет туда лопатку. Когда она довольно перегорит и сделается похожею на уголь, то он, вынув ее осторожно из огня железными щипцами, становится к свету и долго, с большим вниманием, рассматривает ее со всех сторон и как будто что-то читает по таинственным чертам, образовавшимся на ней от действия огня. Рассмотрев со всех сторон сожженную лопатку, он берет ее в правую руку, перевертывает на воздухе как волчок, и когда она упадет на пол и разобьется на несколько частей, он снова рассматривает эти части, потом, собрав их все вместе, бросает в огонь, где они и сгорают. Окончив эту ворожбу, шаман объясняет буряту: что потерянное у него отыщется, или не отыщется. Если же дело идет о помощи больному, то шаман, по предварительной ворожбе на лопатке, говорит, что в такое то время нужно будет сделать хэрык** или сасалгу*** брызганье.

Брызганье же делается тогда, когда болезнь неопасна, и злого духа в больном нет. После этого шаман назначает время, когда он придет, и велит к этому времени приготовить тарасун или простого вина, барана, сметаны и несколько сваренного в котле, кирпичного чаю; кроме этого нередко велит приготовить и дикую утку или рыбу, и одну или две серебряные монеты. Когда назначенное время пройдет, шаман является к больному и делает или хэрык или брызганье.

Источник https://mif-mira.ru/fotogalereya/album/kostyumy-shamanov

Хэрык делается следующим образом: на дворе, около дома, или юрты больного, кладут костер дров и зажигают. Если больной может ходить, то его выводят на двор и сажают около огня. Приводят барана, приносят тарасун, или простого вина, вареного чаю и прочего что только шаман велел приготовить. Когда все готово, собралось довольно бурят, то шаман берет в правую руку небольшую деревянную китайскую чашку, зачерпывает ею вина и став лицом к огню, начинает кричать различные заклинания на бурятском языке; качается то на право, то налево, то подходить близко к огню, то от него отходит; часто хватает себя за голову и по временам, брызгая в огонь вином из чашки, поминает имя больного. Чем далее продолжается этот хэрык и это коверканье, тем более он приходит в какое-то особенное вдохновение. Все черты лица его изменяются, он трясет всеми частями тела, голос его становится дик и ужасен и далеко разносится по окрестности. В заключение всего этого он подбегает к самому огню и как будто, изгоняя из него кого-то, трясет головою и, промычав ужасным нечеловеческим голосом, всем корпусом тела падает назад, но до падения на землю не допускают его стоящие позади буряты. После этого, когда шаман придет несколько в себя, то берет не много сметаны и мажете ею барана, которого тут же охватывают двое бурят, перевертывают на спину, разрезают ему живот (брюхо) и потом, снявши с него шкуру, разделяют на части и варят в котле. Между тем как варится мясо, шаман садится на землю, пьет вино и потом, дав выпить несколько больному, передает все вино одному из почетных стариков, который и угощает им всех присутствующих на хэрыке бурят. Когда поспеет мясо, то шаман, снова разделяет его на части и бросив несколько кусков в огонь, остальное, ест сам, дает больному и раздает бурятам. Когда выпьют все вино и съедят мясо, кости сжигают; шаман, получив от больного несколько денег и взяв с собою шкуру барана, уезжает домой и хэрык оканчивается.

Сасалга или брызганье делается в юрте: когда придет время, назначенное шаманом для брызганья и он явится сам, то среди юрты, на очаг, раскладывают небольшой огонь. Собравшиеся буряты садятся все вокруг огня, оставляя переднее место для шамана и больного. Когда все назначенное шаманом, т. е. вино, чай, сметана и прочее принесено в юрту, то около переднего столба юрты ставят на пол небольшую скамейку, покрывают ее какою-нибудь чистою тканью, на которую он и расставляет в небольших китайских чашках все приготовленное для шаманства; тут же кладут одну или две серебряные монеты. Потом он становится лицом к отверстию юрты, находящемуся на потолке, спускает с левой руки рукав шубы или халата и, взявши в эту же руку, небольшую ременную плеть и медный колокольчик, а в правую китайскую чашку с вином, начинает брызгать им в отверстие юрты и звоня в колокольчик приговариваете, чтобы Бурхан (Бог) послал больному здоровья. Повторив это несколько раз, он кладет плеть и колокольчик на место, садится к огню, берет вина, пьет сам и дает пить больному; потом прихлебнув несколько чая, и сметаны, тоже дает больному; после же этого вино, сметану, чай, и прочее передает одному из стариков и тот угощает всех собравшихся на брызганье бурят. Когда вино все выпьют, то брызганье оканчивается и все расходятся по домам. Иногда на брызганье убивают и барана, но это бываете только у богатых бурят, бедные, же ограничивается только вином, сметаной и чаем. После хэрыка и брызганья, кроме денег, обыкновенно дарят шаману или сукно ленты, или кусок какой-нибудь ткани и он прикладывает подаренное к шапке.

Самый интересный из всех обрядов шаманской веры есть похороны шамана — когда шаман умрет, то к нему собираются на похороны не только все буряты того улуса, где он жил, но даже многие и из окрестных улусов. Собираются все близ живущего шаманы и часто бывает так, что на похороны к шаману собираются более тысячи человек бурят. Тут шамана одевают в самое лучшее платье, всю юрту, где лежит он, убирают самыми дорогими шелковыми тканями и платками; в продолжение трех дней, один из почетных стариков беспрестанно звонит в тот самый колокольчик, в который шаман звонил при жизни во время отправления обрядов шаманской веры. В эти три дня буряты поминают шамана, т. е. выпивают огромное количество вина и тарасуна и съедают множество мяса. Каждый бурят, приходя в юрту, где лежит труп шамана, приносит или несколько серебряных монет, или другой подарок и кладет около него. Из числа приносимых бурятами денег, часть кладут в карманы умершего, а остальные деньги и другие подарки остаются в пользу его семейства. До истечения трех дней никто из бурят того улуса, в котором жил шаман, не должны никуда выезжать, и они так свято это исполняют, что ни какое, самое нужное дело не заставит бурята выехать из улуса ранее трех дней. На четвертый день утром выбирают самую лучшую лошадь из целого улуса, оседлывают ее в дорогое седло, обвешивают шелковыми тканями и платками и выносят из юрты шамана, сажают его верхом на приготовленную лошадь, и поддерживая с двух сторон под руки, тихо везут в сопровождении всех собравшихся бурят на шаманское место. По приезде на место, делают из сухого леса огромный костер, кладут на него во всем дорогом облачении умершего шамана. Потом положив около него бутылку вина, часть мяса, несколько курительного табаку, седло и ткани, бывшие на лошади, зажигают костер; и убив лошадь, на которой его везли, уезжают все назад очень скоро, отнюдь не оглядываясь назад к мертвому. Это обыкновение произошло от того, что если кто из погребавших оглянется назад, то мертвец, будто бы приглашает его к себе, от чего этот человек должен умереть или сам или кто-либо из его семейства. По прошествии трех дней снова приезжают на это место и собрав прах костей сожженного Шамана, кладут его в небольшой шелковый мешок и выбрав большое красивое дерево, делают в нем отверстие, кладут туда мешок и отверстие крепко заделывают куском того же дерева. Дерево это, в котором положен прах шамана, называется у бурят шаманским деревом и горе тому, чей топор коснется коры этого священного дерева.

Сидоров А. Шаман и обряды шаманской веры // Иркутские епархиальные ведомости. – 1873. — №26 (30 июня). – С. 10-16


(*) Плоская кость, которая находится у животных в суставах передних ног, с обоих сторон шеи. Об этой кости есть бурятское предание такое: Главному бурятскому родоначальнику дан был от Бога письменный закон; этот родоначальника на пути к своим родовичам утомился и лег отдохнуть под зарод сена и уснул. Во время его сна к зароду подошла овца и вместе с сеном съела данный ему закон, который впоследствии и отпечатался на лопатке овцы.

(**) Хэрык, как показывает его название, делается в каких либо трудных обстоятельствах, как на пример при сильной болезни. По бурятскому верованию болезнь на человека посылается злыми духами по злобе. И для излечения болезни нужно знать, какой злой дух и за что поразил человека болезнью и какую он требует жертву для удовлетворения себя. Все это узнает шаман по сожженной лопатке.

(***) от глагола Сасаху брызгать.