Перейти к содержимому

Родословная одной бурятской семьи

Рис. Зорикто Доржиева
  1. От редакции

Помещаемая ниже родословная Епшея Епшеновича Елбоева представляет ценный исторический документ из той пограничной между устным преданием и письменным свидетельством области, которая должна послужить материалом для построения заманчивого моста в темные пока области фольклора и национального предания. Еще в старом сочинении, известном под именем Рашид Эддина, было указано на историческое значение родословий монгольских родов ввиду особого значения у монголов рода. Родословие бурят – их геральдика, с помощью которой, быть может, удастся (когда накопится достаточный материал) разрешить вопросы историко-этнографического и хронологического порядка.

Среди бурят на родословия уже давно обращено внимание. Уже в 40-х годах прошлого столетия [XIX в.] дед бурятского ученого и деятеля М. Н. Богданова, Богдан Морхоевич, при помощи кудинского бурята Хуренова, восстанавливает родословие Шаралдаевцев с родственными ветвями[1]. Кудинцы и шаралдаевцы – потомки Батлая, которые под именем «бутулинцев», как расшифровал М. Н. Богданов, фигурируют в исторических документах XVII в. Обе родословные вполне совпадают, кончая Батлаем, но кудинцы ведут свой род от сына Батлая Монхалоя, а шаралдаевцы – от третьего Батлаева сына Шаралдая. Поэтому в печатаемой родословной последний даже не упомянут, хотя помечены все семь сыновей.

На восточном сибирском краеведческом съезде прошлого года [1925] проф. Б. Э. Петри была предложена программа для записей родословных, опубликованная затем Бурят-Монгольским Научным Обществом («Бурятиеведение», № 1)[2]. Эта программа посодействует реализации того интереса, который имеется налицо к родословным в Забайкалье, где существует старинная письменность на родном и родственном монгольском языке, а также семейные хроники и летописи. Вероятно, Бурят-Монгольский Ученый Комитет примет меры к опубликованию этих драгоценных исторических памятников, располагая содействием больших знатоков родного языка и родного прошлого.

К печатаемой нами родословной примечаниями поделился наш неутомимый исследователь в области исторической этнографии П. П. Баторов. Мы надеемся, что наша молодежь примет деятельное участие в записях родословных, и прошлое всех родов будет подробно освещено.

  1. Пояснения к родословной
  1. О бузагане-хара есть такое предание: «Однажды во время Тулака Олит-хан организовал у себя зэгэтэ-аба. На зэгэтэ-аба поехал Тулак с двумя своими собаками (илеган-хара) и все сыновья Бузаган-хара. На зэгэтэ-хара Тулак увидел, что его собаки все время спали. Удивленный этим, Тулак никуда не отходил от них и следил за ними. Один раз рано утром, когда еще весь народ спал, вдруг откуда-то появился Субон-шоно, набросился на людей и начал растерзывать их. Тогда собаки Тулака набросились на Субон-шоно, а сам Тулак, как меткий и искусный стрелок, выхватил стрелу и убил Субон-шоно. Олит-хан, в благодарность за избавление народа от постигшего несчастия, одарил Тулака подарком, в честь его устроил пир и проводил домой. На обратном пути братья Бузагановы, завидуя Тулаку, что он один приобрел такую славу и почесть, устроили ему засаду и прострелили стрелой макушку шапки Тулака, где, видимо, находилась его душа. От этого Тулак сразу же захворал, и ему угрожала смерть. Когда хворый Тулак вернулся домой, то единственная сестра братьев Бузагановых (имя ее неизвестно), будучи одинокой, стала заклинать душу Тулака возвратиться обратно, и он поправился. Братья Бузагановы за то, что она поправила Тулака, отрезали у нее оба соска груди, и тогда из правого потекло молоко, а из левого – кровь. Сестра взяла молоко и побрызгала 55 баруни тэнгри и сказала: «Тулаши долон Далагай хойто бида долон ведомства болорай», т.е. «пусть потомки семи сыновей Тулака образуют на северной стороне Далая (Байкала) семь ведомств». Затем из левого соска взяла кровь и побрызгала 44 зуни тэнгри и сказала: «Бузгановы шесть братьев останутся без потомства». Так и сбылось.
  2. О Тулаке есть такое предание: «Однажды воинственное племя Хонгодоровцы (вероятно, скорее всего Хонгодоровский полк) направились к Сыгенутам, но, не зная дороги, они заехали к Тулаку и попросили его быть проводником. Тулак, зная хорошо дорогу, согласился, и они поехали. Хонгодоровы, подъезжая к Сыгенутам, однако не решились вступить с ними сразу в бой, так как и Сыгенуты были не менее воинственны, а послали предварительно своих посланцев. Посланцы вернулись и сказали, что Сыгенуты готовы на мирные переговоры и просят к ним заехать. Так установился окончательный мир между Хонгодоровцами и Сыгенутами. При сборе домой Хонгодоровцы попросили одарить чем-нибудь их проводника Тулака. Сыгенуты подарили ему девицу. В обратный путь Тулак отстал от Хонгодоровцев, так как девица подаренная ему, будучи беременной, часто прихварывала, и он до дому сделал 13 остановок. От того сейчас и существует поговорка: «Арбан гурбан газар гал тулеэн Аше-абагат», т.е. «на 13 остановках принудивший раскладывать огонь Аше-абагат». По приезде домой у девицы родился сын и его назвали Аше-абагат.
  3. Потомки Алагуя в настоящее время составляют Алагуевский род, входящий в состав Еланцинского хошуна.
  4. Потомки Хурхута (Куркут) в настоящее время составляют Китойских бурят, живущих по реке Китою.
  5. Потомки Буржин-Далха в настоящее время живут в Алари, где их около 10 семейств.
  6. Бурюха ушел в Тункинскую долину, но неизвестно, есть ли или нет там его потомство.
  7. Потомки Готола составляют 4 Готольских рода и живут в Боханском и отчасти в Аларском аймаках.
  8. Саган – родоначальник нашего Кудинского рода.
  9. Потомки Ашеабагата частью ушли на запад, частью на восток. По реке Куде потомки Ашеабагата в настоящее время проживают в улусах Кукунутском и Харазаргайском. Есть еще Ашеабагатский род в Балаганском округе и в Забайкалье.
  10. Потомки Обогоя в настоящее время составляют два булука: Булусинский и Алужинский и входят в состав Булагатского хошуна.
  11. Потомки Оногоя составляют в настоящее время Шаралдаевский род, входящий в состав Боханского аймака.
  12. Потомки Мандалха в настоящее время составляют один Угло-Базайский улус, имеющий около 80 душ, и входят в состав Ользоновского хошуна.
  13. Потомки Буина составляют Капсальский род и булук, входящий в состав Булагашского хошуна.
  14. Потомки Хухэрдэя составляют в настоящее время два булука Бозойский и Идыгинский, входящие в Булагатский хошун.
  15. Монхолей – родоначальник нашего Харанутского рода и булука, входящего в состав Булагатского хошуна.
  16. Потомство Натуда составляет улус Тангахаевский, находящийся в долине реки Мурина.
  17. Находятся в Степановуском улусе.
  18. Потомство Тэмрэ в настоящее время составляет Иде-Харанутский род, который входит в состав Голоустинского сельсовета Иркутского уезда. Этот род имеет приблизительно около 180 душ (обоего пола).
  19. Потомство Имыгея в настоящее время составляет Имыгеевский улус, по реке Мурин.
  20. Находятся в Борхировском улусе.
  21. Потомство Имея имеет только одну юрту, а именно Николая Пиндаева.
  22. Потомки составляют Хожуровский улус, расположенный в долине реки Мурин.
  23. Бужухан был шаман. Говорят, что в его потомстве было около 40 умерших шаманов, в настоящее время в живых только двое.
  24. Потомство Бутуна составляет Бутуревский улус.
  25. Потомство Монгоя живет в Уберовском улусе, где имеет около 10 домов.
  26. У Мотона был сын-шаман, который угорел до смерти вместе с своей женою, живя в местности Гани. Потомства от него не осталось.
  27. Борток – родоначальник нашего Бартуровского улуса, имеющего 175 душ обоего пола.
  28. Потомство Бохолдоя составляет Бохолдоевский улус, имеющий 125 душ обоего пола.
  29. Потомство Хахла имеет 4 юрты.
  30. Потомки Харьдака живут в Уберовском улусе, имея там 8 юрт.
  31. Зэнгэ – бездетный.
  32. У Ангадая не осталось потомства.
  33. Ергон – бездетный.
  34. Ешон – жив, ему 61 год.
  35. Епшей Ешенов Елбоев, составитель родословной, живет в улусе Бартурки.
  36. Франц умер 24-х лет в 1920 году.
  37. Петр умер 23-х лет в 1924 году.

Литература

Елбоев Епшей. Родословная одной бурятской семьи // Бурятоведческий сборник ; Бурят-монгольская секция ВСОРГО.  Вып. 2. – Иркутск, 1926. – С. 63 – 67.


[1] Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа / Под ред. [и с предисл.] проф. Н. Н. Козьмина ; Бурят-монг. науч. об-во им. Доржи Банзарова. – Верхнеудинск, 1926. – С. 93–94. – Прим. Ред.

[2]
   Бурятоведение № 1: Бюллетени Бурят-Монгольского науч. об-ва им. Доржи Банзарова. – Верхнеудинск: Тип. ЦСНХБМР, 1925. – 44 с. – Прим. Ред.