Перейти к содержимому

Род мой древний, род мой Буровский

Я – представительница Буровского рода Эхиритского племени. Прежде чем рассказать о своем роде, остановлюсь на Хадалаевском роде, так как отцом Буры был Хадалай. В народе славится выражение Хадалайн семь, Бурын восемь, т.е. у Хадалая было семеро сыновей и восемь сыновей у Буры, о них сложены легенды и предания.

В одном варианте Хадалай считается сыном Хазухая, в другом — сыном Хэнгэлдэра. Наши старики относили Хадалая Хэнгэлдэру и нынешние потомки так считают. У Хадалая было семеро сыновей: Хамнагдай, Буянтай (Шыхэй), Будэлэ (Хангажан), Бура, Булюу, Хойбо, Хура.

Потомки Хуры живут в Баргузине, частично в Эмхэнутском улусе Больше-Улунского булука Качугского района. У Хуры был сын, которого звали Санхир. Он с сородичами переехал сначала в Кудару из-за родовой вражды. Часть его потомков переехала из Кудары в Баргузин. Сын Санхира — Хамнай Санхиров (Сахаров) был выбран тайшей Баргузинской степной думы, звали его Суманом — Суман-тайша. Он был очень жестоким. После него тайшей стал сын его Цэрэнжап Сахаров. Он был хорошим человеком. После Цэрэнжапа тайшей стал его сын Александр. Он учил детей грамоте. Так потомки Хадалая остались в Баргузине, Кударе, Корсакове. В Кударе остался Харту Хамигаев.

Потомки Хойбо образовали Содо-Хойботский улус по реке Лене. Часть живет в улусе Байтог по реке Куде. Это Тохото и Хала, т.е. Верхнее Хойбо-Хала и Нижнее Хойбо-Тохото.

В поисках постоянного местожительства Хойбо ездил повсюду. У подножия скалистой горы конь его споткнулся и это послужило ему предзнаменованием, что дальше не нужно ехать, а нужно остановиться здесь и помолиться богам. И он сказал: «Пусть правое ухо моего коня станет правой скалой, левое ухо — левой скалой». С этого времени Хойбинский род всегда приносит жертвоприношения скалистой горе («Хабсагайдаа мургэнэ»). Хойбинцы ежегодно устраивают на горе Байтог молебны.

Потомки Булюуя живут в Байтоге на конце улуса по реке Куда. Булюуй, по одним преданиям, является сыном Хазухая, внуком Хэнгэлдэра, а по другим — сыном Хадалая.

По варианту местных знатоков-стариков он считается сыном Хадалая. У Булюуя было три сына: Модой, Ярабхан, Хуриган. По рассказам А. X. Бохоева и М. М. Алтаева Ярабхан Булюуев ездил к русскому царю в Москву, жаловался на притеснения русских воевод и атаманов, грабеж имущества, насилие и самовольное занятие ими земель бурят. Царем тогда был Петр Великий. Петр выслушал его жалобу, дал ему указ на право владения своими родовыми землями, дал еще серебряный кортик и каменную печать. Но в пути он умер в г. Тобольске, где и был похоронен. Звание свое, указ и кортик он завещал брату своему Хуригану. Администрация города Тобольска послала царский указ и кортик с особым курьером, который разыскал Хуригана и вручил ему царский  подарок  брата.

Из улуса Булюуй вышли доктор геолого-минералогических наук Д. О. Онтоев (живет в Москве), доктор технических наук В. М. Хамеев, кандидат философских наук П. И. Хадалов, кандидат сельскохозяйственных наук А. Б. Бутуханов.

Хамеев и Бутуханов живут и работают в Улан-Удэ, в БСХИ. В основном население Булюуя живет в Байтоге, часть в Улан-Удэ, в Усть-Орде, в Москве и других населенных пунктах.

Следующим сыном Хадалая является Хамнагдай. Он был замечательным стрелком и силачом. На охоте он стрелял зверю в глаза и никогда не промахивался. Эхиритские роды один раз устроили облавную охоту за рекой Леной. Хамнагдай был молод, его мало знали соплеменники. Начались состязания. Первыми состязались стрелки. Они стреляли из лука по мишени, сделанной из нарезанных ремней (ур). Когда известные стрелки завершили состязания, начались состязания молодежи Хамнагдай победил всех. Его стрела попадала только в мишень. Тогда ему дали звание мэргэн-стрелка, на другой день начались состязания в борьбе. Хамнагдай тоже вышел победителем. Ему дали звание силача — бухэ. На конных скачках победила вороная лошадь Хамнагдая. Победителя в трех соревнованиях народ посадил, по древнему обычаю на войлок и носил его вокруг собравшихся облавщиков три раза. Его хвалили, пели о нем песни. Так он был возведен в герои эхиритского племени.

Однажды на эхиритцев напали белые урянхайцы. Начальником ополчения выбрали Хамнагдая. Бой был кровопролитный и враг разбит на реке Тутур. В этом бою Хамнагдаю выбили глаз, с тех пор его стали называть одноглазым Хамнагдаем.

Потомки Хамнагдая живут в Кырме, в улусах Холбот, Байса, Тухэм, Нагатай, Малаан. Из этого рода вышли доктор исторических наук П. Т. Хаптаев, доктор исторических паук В. В. Мантатов и др.

Следующий сын Хадалая — Бура вел кочевой образ жизни, имел просторные земли, которые простирались от Качуга до Иркутска. В поисках хорошей земли, местности, где можно было жить, он остановился у горы Байтога — Шижаар улаан. Он облюбовал это место. Рядом река Куда, в лесу много дичи и зверья.

У Буры, кроме одного сына, не было детей. Но ждал их. Он поделился со стариком-шаманом о сокровенном, дескать, не сможет ли тот помолиться о ниспослании ему детей. Шаману этого-то и надо было. Старик сказал, что у горы, где остановился он, есть хозяин (эжин). Если он преподнесет ему жертвоприношение, то станет хозяином 80 табунов, отцом 8 детей. Так и сделал Бура. Шли годы. Из поколения в поколение передавалось это религиозное верование. Люди стали  зависимыми    от    далеких предков, от явлений природы. Высшим божеством считалось вечно-синее небо — Хухэ мунхэ тэнгэри. От двух божеств — Неба и Земли — зависело благополучие людей.

И все-таки исполнились слова того одинокого шамана и у Буры Хадалаева родилось 8 сыновей и они составляли 8 родов. От старшего сына его Абхая произошел улус IV буровского рода, часть потомков Абхая живет в улусе Байтог, который административно входил в 1-й буровский род Верхне-Кудинской инородной управы бывшего Верхоленского уезда. Потомки второго сына Буры — Алаг в улусе Тургэна (Зун Бура) и составляют 2-й буровский род. Третьего сына звали Ахайдаем, потомки его живут в Хоргоне (рядом с Тургэном). Люди этих улусов сейчас живут в Муромцовке Ново-Николаевского совхоза, часть в Харанутском улусе. Четвертого сына звали Угэнэй (Хингаем), потомки его живут в Хутском улусе (Зун Бура). Пятого сына звали Этирээ, потомки его живут в Адыке (Зун Бура). Шестого сына звали Минганом, потомки его составляют Мингановский род в Байтоге. Мингановский род славился своими сказителями-мудрецами. О мудреце Осодое Атрикове идет слава по всей Западной Бурятии. К нему приходили мудрецы со всех концов. Например, к нему приезжал и Мунхэ Эренов из Унги, Босхол Абхаев из Ольхона, Мангатхай Мангутов из Хогот.

Седьмого сына звали Галом, от него произошли Ханхараев Ханхат, Ханхалуй, Ханзаевские и др. Сейчас они живут в Гахан-Башехане Байтогского акционерного общества. Восьмого сына звали Туймэрол, потомки живут тоже в Гахан-Башехане, часть в Байтоге. Девушки из буровских семей считались плодовитыми, потому молодые люди соседних родов и улусов считали за счастье жениться на них. Девушки Байтогского улуса считали своей первой обязанностью заводить у себя божество — покровительницу своего рода улуса Байтагай бабушку-тоодэй. Это божество распространяло свое благословение на новую семью.

Часть населения из родов Алаг, Гая, Туймэр, Этирээ переехали в конце XVII и в начале XVIII века в Кудару. Выходцы второго буровского рода постоянно живут в Качуге на реке Северная Анга (Хойто Анга, Хуйтагана). Буряты рода Бура проживают в селе Корсаково (30 дворов), Хандалинский (6 дворов), Дологонский (3 двора). Но основная масса людей из буровского рода проживает в верховьях реки Куды — Байтоге, Гахан-Башехане, Муромцовке, Усть-Орде и других местах.

Все шесть буровских родов входили в Верхоленскую степную думу, а после ее упразднения образовали Верхнекудинскую инородную управу, находившуюся в Адыкском улусе. Тайшей управы был Хонгоров Нурхай Хонгорович.

В музее хранился именной пояс Обогонова Обороя Обогоновича. Помню, в поясе было написано «Обогонов Оборой Обогонович 1 буров род Верхнекудинской управы 1900 г.». В первое время буряты рода бура каждый год ездили устраивать родовой тайлаган на прежних кочевьях, прося у Бога дождя, хороший урожай и чтобы в душе было спокойно, болезнь и несчастья обходили их стороною. Бездетные молятся о «ниспослании» детей и чтобы служба в армии прошла благополучно и т. д.

Я очень долго собирала материал о своем древнем роде. Беседовала с учеными, работала в архивах и музеях Улан-Удэ. Особенно мне помогли литературные труды С. П. Балдаева, М. Н. Хангалова, Н. П. Егунова и других. На этом исследовательскую работу не заканчиваю, так же встречаюсь со старожилами, много езжу, выступаю на конференциях по краеведению. Выступала с докладом на научно-практической конференции, организованной  ВАРК.

М. Хантаева

Библиография

Хантаева М. Род мой древний, род мой буровский// Панорама округа.-1996.-6 августа.- № 85.- с.3