Перейти к содержимому

Приметы и запреты бурят

Приметы о падеже скота

1. Когда в улусе собаки долго веселятся (нохэhут уни хусижэ) и иг­рают (надабыл), то это не к добру — можно ожидать падеж скота (адhани гарза).

2. Если скот вдруг соберется в кучу, закричит и побежит, то это также предвещает скорое появление эпидемии.

3. Если ласточка (ухыр харасага), свившая гнездо в юрте, помет (баhан) своих птенцов будет разбрасывать по всей юрте, то скот будет пропадать.

4. Если ворон, летая над скотом, каркает, то плохая примета — скот будет пропадать.

5. Когда рогатый скот жует голые кости (сибыжи хупха яhади), то будет недостаток весной корма.

Приметы по сельскому хозяйству

6. Если весной лесной голубок (тутэ) проворкует сначала один раз, то на овине снимут с 10 крестов мешок умолоту (арбан бухулhа ныгын мышек унаха); если голубь проворкует два раза, то снимут умолоту два мешка и т.д.

7. Если у курицы, несущейся в первый раз (урыд ундыгылhын тасяга), первое яйцо (ундыгын) будет тяжелее двух последних — то будет ран­ний посев.

8. В старину, чтобы определить время пахоты (хахалган) буряты поступали так: в поле сохой делали первую борозду, затем на нее садились голой задней частью тела (бухоро) и закуривали трубку; если бурят, сидящий на борозде, успевал выкурить всю трубку, не соскакивая с бо­розды, то можно было приступать к пахоте; если же от холода ему прихо­дилось соскочить с борозды, то еще рано было пахать.

9. Аларские буряты еще не так давно ездили специально в село Голуметь смотреть весной, как распускаются листья тальника (ушоhын). Если на тальнике листья распускаются более вверху, то это предсказыва­ло ранний посев, если листья распускались более в средине, то посев сле­дует делать в мае, а если листья более распускались внизу, то посев будет поздний.

10. Когда зимой на крыше бывает много снега, то и озими будут хорошие, а если снег сдует ветром, то и озими будут плохие.

Охотничьи приметы и запреты

11. Когда охотник стреляет птицу на лету (ниидэжи ябаhaн), то ему нельзя говорить «застрелил» (будаб), — а надо говорить «спустил вниз» (дошин булгаб).

12. Не следует во время охоты подымать с земли найденную шапку (малга) — к несчастью.

13. Когда охотник таскает воду в охотничий шалаш (агналган отог), то нельзя капать (дуhаха) воду — не будет удачи (олзо бахбэ).

14. Нельзя также капать воду в огонь и сушить портянки перед ог­нем (орэлгэ хатах-убэ галл-дэри).

15. Нельзя ходить голыми ногами по лесу (хул нусгэр модон согур ябха убэ).

16. Запрещается говорить «убил зверя» (алабаньи), — надо говорить «остановил зверя» (ан тогтогоб).

17. Возбраняется на охоте хвастаться (hарьхаха), обманывать (мыхылха), громко говорить и петь (шангар дулаха), ругаться (урлаха) — не любит это дух — покровитель охоты «хангайн эжин».

18. Не хорошо на охоте быть неряшливым (hалан) — этого не любит покровитель охоты.

19. Нельзя на охоте бросать в огонь шерсть, войлок, тряпку и про­чие вещества, издающие при горении зловоние (муха-уныр) — этого не любит хозяин огня «Сагада-убугун».

20. Запрещается на охоте жечь перья добытой птицы (алаган шубуна (ноhэнь) удэинь галдаха убэ), а также опаливать на охоте птиц и зве­рей. В особенности нельзя опаливать на охоте птиц «сухопутных» (талан газари шубуни); водяных птиц (угуни шубуни) опаливать можно, но нуж­но сначала у них обрезать ноги (hабарынь отолод).

21. Нельзя стрелять волку в глаза (шонэн нудрунь будаха убэ), а также есть лисьи и волчьи глаза (унгыни шонэн, нюдэнь идихэ-убэ).

22. Если загнанный охотником на дерево зверь расположится на де­реве с южной стороны (модон дэри баран урдаhани) и будет смотреть на север (зун хойши), — то зверя в таком положении стрелять нельзя, так как убитый зверь может с северной стороны вызвать смерть для самого охот­ника. Лучше не стрелять в зверя до тех пор, пока он не переменит направ­ления.

23. Если убитой на охоте рыси (шилугын) в момент смерти посмот­реть в глаза, то зоркость рыси (хурсар хараhанин шилугыни) перейдет в глаза охотника и охотник будет обладать удивительным зрением (гай хаштэ).

24. Когда собака во сне перевернется ногами вверх и так спит, то это хорошая примета — собака у бога просит хлеба для хозяина.

25. Если собака на охоте или дома ест траву — то скоро будет дождь.

26. Охотник, убивший весной птицу чирка (ширхэ) всегда смотрит на гребень грудной кости этой птицы (убсун шубун) и если на передней части кости будет видна краснота (шуhута), то будет ранний и хороший посев, если краснота посредине кости, то посев будет позднее, а если краснота внизу, то хлеб будет совсем поздний.

27. Когда в лесу, во время охоты, из костра вылетают искры (ошод), то охотнику придется много стрелять.

28. Когда заяц (шандаган) в лесу перебежит дорогу слева направо (зун бый hэ баран бидэ), то это плохая примета — к неудаче, убытку.

29. Если при выезде охотника в лес, мимо его пролетит слева птица, то тоже плохая примета — к несчастью (оhол инду), а если птица пролетит справа — то к благополучию, к прибыли (hан агналг).

30. Встретить при выходе на охотe женщину с пустыми ведрами, плохая примета — не будет на охоте удачи.

31. Встретить же беременную женщину хорошо — к прибыли.

32. Встретить по дороге духовных лиц (ламу, шамана, священника) плохая примета.

33. Запрещается на охоте, да и вообще в жизни дарить оружие и нож; если кто и подарит оружие, то лучше дать ему хоть немного денег «как бы купил» (худалдажи абаhан боложи).

Библиография:

Баторов П.П. Сборник статей / Науч. Ред. В.В.Свинин.-ч.1.- Иркутск – Усть-Орда: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2006.- С. 63-65 (Бурятоведческие исследования: Вып.4)