Перейти к содержимому

Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости (яһан) Табжин

Художник Зоригто Доржиев

Некогда в Монголии жил монгол по имени Юнгу, от которого родился сын Хонгодор. Хонгодор еще юношей, отделившись от отца, переехал в Тунку. В Тунке Хонгодор женился, сделавшись зятем одного знатного тункинца. Хонгодор имел 9 сыновей. Самый младший сын его по имени Ашха был силачом, почему и носил еще имя Батор, т.е. «силач», «богатырь». Ашха, в свою очередь, имел 7 сыновей, из коих средний сын Хохор-Морьтэ был слепой. Когда сыновья Ашха-Батора подросли, то поочередно женились. Дошла очередь и до Хохор-Морьтэ. Зная его слепоту, ни одна Тункинская девушка не согласилась выйти за него замуж. Тогда Ашха-Батор решил искать невесту для сына где-нибудь на стороне. Для этой цели он один, без сына, поехал к Заангарским бурятам (нынешним кудинцам), где и сосватал дочь одного богатого заангарца.

Когда мать и отец будущей его невестки спрашивали свата Ашха-Батора о своем будущем зяте Хохор-Морьтэ, то он крепко уверял их, что сын его вполне здоров, умён, не имеет никаких недостатков и даже красив. Отец и мать поверили словам Ашха-Батора и отпустили дочь в Тунку.

По прибытии в Тунку Ашха-Батор показал в качестве мужа новой невестке Моше своего младшего сына Насона, а не Хохор-Морьтэ. Насан по своей красоте понравился Моше. Днем Моше встречалась с Насаном, а ночью к ней приходил Хохор-Морьтэ, которого до света отец успевал разбудить и на его место снова ложился Насан.

Это проделывалось Ашха-Батором до тех пор, пока у Моше не родился сын. Только тогда Ашха-Батор решил открыть невестке всю тайну и указать ей настоящего мужа. Спустя неделю после родов Моше ночью оседлала коня, тщательно запеленала ребенка и поехала домой. За ней следом поехал и сам Ашха-Батор.

Родители Моше, не зная обмана, встретили его и стали угощать. Ашха-Батор, однако, и здесь обманул родителей Моше. Он тарасун не пил, а выливал в мешочек из бычьего пузыря, который незаметно носил под подбородком. Вскоре все гости опьянели и уснули и только Ашха-Батор с невесткой остались трезвыми. Ашха долго упрашивал Моше поехать обратно в Тунку, но та отказалась. Тогда Ашха-Батор предложил ей отдать ребенка, и на это она не согласилась.

Рассердился Ашха-Батор, достал лук и стрелу и наставил на Моше. Невестка испугалась и промолвила ему: «Отдам тебе сына, только дай ребенку последний раз, на прощанье пососать правую грудь». При отъезде Ашха-Батора Моше с плачем сказала ему: «Наверное, мой сын будет рабом твоих семи сыновей». Не понравилось это Ашха-Батору и он сердито ответил: «Врешь ты, я его буду воспитывать так хорошо, как ни воспитал ни одного из своих сыновей».

Обратный путь Ашха-Батор ехал по другой дороге и без страха переплыл через Ангару. Выплывши благополучно на другой берег, натянул лук и пустил стрелу в толстую листвень, стоящую на другом берегу. Стрела глубоко вонзилась в листвень.

Вскоре Заангарцы пустились в погоню за Ашха-Батором. Однако у места переправы преследователей Ашха-Батора постигла неудача: ни одна лошадь не пошла в воду. Наконец они заметили стрелу, сидящую в дереве, пущенную Ашха-Батором.

По очереди пробовали они вытащить стрелу, но никто не мог даже пошевельнуть стрелу с места. Тогда погонщики догадались, что Ашха-Батор нарочно оставил здесь стрелу, чтобы показать им, что не найдется равного ему силача и стрелка во всем Заангарье. Не мысля о дальнейшей погоне, все отправились обратно.

Привезенного обратно ребенка сразу же взяла на воспитание старшая невестка Ашха-Батора добродушная Дулма. Когда все собрались к Ашха-Батору, то он спросил собеседников, как и каким именем назвать своего внука. Одна почтенная старушка и предложила назвать ребенка «талһа алдоһон Табжин», т.е. в степи найденный Табжин. Предложение старушки всем понравилось и ребенка назвали «Табжином».

Происшедшие от Ашха-Батора стали называться «ашхатан». От внука его Табжина произошла независимая кость «Табжин». Потомки из кости Ашха и Табжин теперь живут во многих улусах Аларского хушуна. Больше всего из кости «Табжин» живут в следующих улусах: Туглуе, Желгае, Кыркее, Среднем-улусе (Дунд-Тиргэн), Ненах (Саган-бурута и Тоготе).

Теперешние «ашхатаны» охотно рассказывают об Ашха-Баторе и внуке его Табжине.

Улус Ендон (бывший Хандалай) Аларского аймака.

Литература

Мырдыгеев Р.С. Предание об Ашха-Баторе и происхождении кости (яһан) Табжин // Бурятоведческий сборник ; Бурят-монгольская секция ВСОРГО. Вып. 2. Иркутск, 1926. – С. 68 – 69.