Перейти к содержимому

Первый шаман Бохоли-Хара

Первый бурятский шаман был Бохоли-Хара, он обладал сверхъестественной силой, потому что не уступал богатым и соперничал с ламами. Бохоли-Хара имел письменную книгу, которую получил от Эсэгэ-Малан Тэнгэри.

В то время на земле жил один очень богатый человек, который не имел детей. Он обратился к шаману Бохоли-Хара с просьбой, чтобы тот помог ему в его горе и выпросил от Бога сына ему, тогда Бохоли-Хара приехал в дом богатого человека и начал шаманить, но он не обратился к богам или заянам с просьбою, чтобы этому бездетному человеку даровали сына, а он сам создал сына следующим образом: кости сделал из камня, мясо из глины и кровь из речной воды, оставалось создать душу, но Бохоли-Хара нисколько не затруднился на счет души, он собрал 70 разных цветов (дадын-зухэли), из которых создал душу этому мальчику. Через некоторое время у бездетного богача родился сын, который достиг трех лет.

Однажды Небо (Эсэгэ-Малан Тэнгэри) велел трем крылатым посланникам посмотреть землю: все ли благополучно на земле, нет ли каких-нибудь беспорядков и горя. Три крылатых всадника облетели всю землю, нашли, что все благополучно, кроме того только, что у одного бездетного богача родился необыкновенно красивый мальчик, неизвестно как созданный, тогда крылатые посланники возвратились к Эсэгэ-Малану и сказали ему об этом. Тогда Эсэгэ-Малан узнал, что этого мальчика, мимо их (богов) создал шаман Бохоли-Хара, который не имел права создавать человека, мимо богов, т.к. одни только боги могли создавать человека и потому Эсэгэ-Малан послал трех крылатых посланников, чтобы они принесли ему душу этого мальчика.

Три крылатых всадника спустились на землю, обратившись в трех лам, и пошли к бездетному богачу, которому создал сына Бохоли-Хара. Когда ламы пришли к богатому человеку, то попросились ночевать.

Им сказали: «Нельзя, потому что у нас есть маленький ребенок, не пускаем чужих». Шаман Бохоли-Хара сказал хозяину: «Впусти их ночевать, что они могут сделать». Ламы на другое утро встали и ушли, но они взяли с собой душу мальчика и понесли Эсэгэ-Малану.

Эсэгэ-Малан душу мальчика обратил в муху, положил в бутылку и закрыл отверстие бутылки большим пальцем правой руки. Когда сын богатого человека, от которого взята была душа на небо Эсэгэ-Малану тремя крылатыми посланниками, через некоторое время сильно захворал, то отец его немедленно посылает за шаманом Бохоли-Хара, который придя в дом больного, нашел мальчика сильно больным и начал шаманить, но не нашел душу мальчика в теле.

Тогда шаман Бохоли-Хара начал вторично шаманить сильнее прежнего, в это время он был в аду, где заключаются пойманные души людей, осужденных смерти злыми духами, но там не нашел душу мальчика и не мог найти. Бохоли-Хара был везде: под землей, под водой, в пещерах и в лесах, нигде не мог найти душу больного, после чего на бубне (хэсэ), поднялся на небо, там искал в некоторых местах и наконец нашел душу больного у Эсэгэ-Малана в бутылке, отверстие которой он прикрыл большим пальцем правой руки. Бохоли-Хара просил на коленях Эсэгэ-Малана  отдать душу мальчика, но он не отдал ее, шаман вышел от Эсэгэ-Малана и обратившись в осу, ужалил его в лоб, от испуга Эсэгэ-Малан Тэнгэри правой рукой ударил себя по лбу, но в это время Бохоли-Хара выхватил из бутылки душу мальчика и начал спускаться на землю. Спустившись на землю Бохоли-Хара пустил душу мальчика в его тело, потом сказал: «Нет на свете такого человека как я, который мог бы создать человека и отнять душу у Эсэгэ-Малана».

Услышав это Эсэгэ-Малан рассердился на Бохоли-Хара и потребовал его к себе. Шаман поднялся на небо к Эсэгэ-Малану, тот взял его шаманскую книгу, разорвал ее и бросил. Потом Эсэгэ-Малан сказал Бохоли-Хара: «Как ты смеешь земной человек создавать человека мимо богов, причинять мне боль и брать душу больного, которую я взял». Потом рассек его бубен на две части, чем уменьшил его силу. В это время вошли к Эсэгэ-Малану 9 сыновей неба и говорят: «Он нам нужен, т.к. каждый день пускаем на землю 9 стрел, которые он отсылает обратно на небо».

Тогда Эсэгэ-Малан отпустил Бохоли-Хара на землю, попробовать его силы: 9 сыновей неба опять послали на землю 9 каленых стрел и также 9 стрел ламам, чтобы узнать, кто из них скорее подымет обратно на небо. Книгу Бохоли-Хара съел баран, тогда он заколол барана, взял лопатку и увидел там все, вот почему нынешние шаманы ворожат на лопатке. Но шаман Бохоли-Хара быстрее поднял обратно на небо 9 каленых стрел и также 9 ламских, а ламы только до половины прочитали книгу. Тогда Эсэгэ-Малан осудил шамана Бохоли-Хара скакать на черном камне, до тех пор, пока сотрется камень или сам. Если  Бохоли-Хара сотрется сам прежде камня, то его не будет, а шаманы будут плохи. Если Бохоли-Хара не сотрется, а скорее сотрется камень, то он явится опять на землю с прежними силами. Бохоли-Хара надел неизносимые железные сапоги, которые получил от неба Зан-Сагана и потому теперь Бохоли-Хара скачет на камне, а камень стирается и стерся до половины.

Библиография:

Первый шаман Бохоли-Хара // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества Т. XI : 1880, № 1-2 : Май / ред. М. В. Загоскин. — 1880 (Иркутск : Тип. Н. Н. Синицына, 1880, 31 июля). – С. 89-90