Перейти к содержимому

Первый шаман Бохоли-Хара

(Вариант легенды о первом шамане у Кудинских бурят, записано со слов шамана Манжу).

Юрий Ермолаев

ІІервый бурятский шаман был Бохоли-Хара; он обладал сверхъестественной силой, потому что не уступал богам и соперничал с ламами. Бохоли-Хара имел письменную книгу, которую получил от Эсэгэ-Малана — Тэнгэри. В то время на земле жил один очень богатый человек, который не имел детей. Он обратился к шаману Бохоли-Хара с просьбою, чтобы тот помог ему в его горе и выпросил от Бога сына ему; тогда Бохоли-Хара приехал в дом богатого человека и начал шаманить, но он не обратился к богам или заянам с просьбою, чтобы этому бездетному человеку даровали сына, а он сам создал сына следующим образом: кости сделал из камня, мясо из глины и кровь из речной воды; оставалось дать душу, но Бохоли-Хара ни сколько не затруднился на счет души, он собрал 70 разных цветов (дадын-зухэли), из которых создал душу этому мальчику. Через несколько времени у бездетного богача родился сын, который достиг трех лет.

 Однажды небо (Эсэгэ-Малан) велел трем крылатым посланникам посмотреть землю: все ли благополучно на земле, нет ли каких-нибудь беспорядков и горя. Три крылатые посланника облетели всю землю, нашли, что все благополучно, кроме того только, что у одного бездетного богача родился необыкновенно красивый мальчик, неизвестно кем созданный; тогда крылатые посланники возвратились к Эсэгэ-Малану и сказали ему об этом. Тогда Эсэгэ-Малан узнал, что этого мальчика, мимо их (богов) создал шаман Бохоли-Хара, который не имел права создавать человека, мимо богов, так как одни только боги могли создать человека и потому Эсэгэ-Малан послал трех крылатых посланников, чтобы они принесли ему душу этого мальчика. Три крылатых посланника спустились на землю, обратившись в трех лам, и пошли к бездетному богачу, которому создал сына Бохоли-Хара; когда ламы пришли к богатому человеку, то попросились ночевать. Им скавали: „нельзя, потому что у нас есть маленький ребенок, не пускаем чужих“. Шаман Бохоли-Хара сказал хозяину: „пусти их ночевать, что они могут сделать. Ламы на другое утро встали и ушли, но они взяли с собой душу мальчика, понесли Эсэгэ-Малану. Эсэгэ-Малан душу мальчика обратил в муху, положил в бутылку и закрыл отверстие бутылки большим пальцем правой руки. Когда сын богатого человека, от которого взята была душа на небо Эсэгэ-Малану тремя крылатыми посланниками, через несколько времени сильно захворал, то отец его немедленно посылает за шаманом Бохоли-Хара, который, придя в дом больного, нашел мальчика сильно больным и начал шаманить, но не нашел душу мальчика при теле. Тогда шаман Бохоли-Хара начал вторично шаманить сильнее прежнего; в это время он был в аду, где заключаются пойманные души людей, осужденных смерти злыми духами, но там не нашел душу мальчика и не мог найти; Бохоли-Хара был везде: под землею, под водою, в пещерах и в лесах, нигде не мог найти душу больного, после чего сел на бубен (хэсэ), поднялся на небо, там искал в некоторых местах и наконец, нашел душу больного у неба Эсэгэ-Малана в бутылке, отверстие который он прикрыл большим пальцем правой руки. Бохоли-Хара Эсэгэ-Малана просил на коленях отдать душу мальчика, но он не отдал ее; шаман вышел от Эсэгэ-Малана и, обратившись в осу, ужалил в лоб его; Эсэгэ-Малан Тэнгэри, от испуга, правой рукой ударил себя по лбу; но в это время Бохоли-Хара выхватил из бутылки душу мальчика и начал спускаться на землю. Эсэгэ-Малан, опомнившись, увидел Бохоли-Хара, который спускался на землю с той душой, которая была в бутылке у него. Бохоли-Хара спустился на землю и пустил душу мальчика в тело его, потом Бохоли-Хара говорит: „нет на свете такого человека, как я, который мог бы создать человека и отнять душу его от Эсэгэ-Малана“.! Услышав это, Эсэгэ-Малан рассердился на шамана Бохоли-Хара и потребовал его к себе. Шаман поднялся на небо, к Эсэгэ-Малану. Тот взял его шаманскую книгу, разорвал ее и бросил. Потом Эсэгэ-Малан сказал Бохоли-Хара: „как ты смеешь, земной человек, создавать человека мимо богов, которые только могут делать это, причинять мне боль и взять душу больного, которую я взял“. ІІотом рассек его бубен на две части, чем уменьшил его силу*). В это время вошли к Эсэгэ-Малану 9 сыновей неба и говорят: „он нам нужен, так как мы каждый день пускаем на землю 9 стрел, которые он отсылает обратно на небо“. Тогда Эсэгэ-Малан отпустил Бохоли-Хара на землю, попробовать его силы: 9 сыновей неба опять послали на землю 9 каленых стрел и также 9 стрел 3 ламам, чтобы узнать, кто из них скорее подымет обратно на небо. Книгу Бахоли-Хара съел баран; тогда он заколол барана, взял лопатку и увидел там все; вот почему нынешние шаманы ворожат на лопатке. Но шаман Бохоли-Хара скорее поднял обратно на небо 9 каменных стрел и также 9 ламских, а ламы только до половины прочитали книгу. Тогда Эсэгэ-Малан осудил шамана Бохоли-Хара скакать на черном камне, до тех пор, пока сотрется камень или сам. Если Бохоли-Хара сотрется сам прежде камня, то его не будет, а шаманы будут плохи. Если Бохоли-Хара не сотрется, а скорее сотрется камень, то он явится опять на земле с прежними силами. Бохоли-Хара надел не износимые железные сапоги, которые получил от неба Зан-Сагана и потому теперь Бохоли-Хара скачет на камне, а камень стирается и уж  стерся до половины.

__________________

 *) Потом на четыре и наконец, на восемь частей, отчего уменьшились силы и прочих шаманов, не одного Бохоли-Хара.

Первый  шаман  Бохоли-Хара // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. — Т. XI : 1880, № 1-2 : Май / ред. М. В. Загоскин. — 1880 (Иркутск : Типография Н. Н. Синицына, 1880, 31 июля). – С. 89-90.