Перейти к содержимому

Об аршанах и целебных ключах

В Аларском ведомстве насчитываются аршанов много, так что почти каждый улус имеет свой аршан. У каждого аршана есть свой покровитель. Аршаны эти посещаются с целью получения исцеления, от каких либо недугов в любое время года, особенно же в известные избранные дни и все в одни: в Петров день, в Прокопьев день (8 июля) и в ночь на Благовещенье. В первые два дня можно быть на Аршане и днем, а на Благовещенье некоторые и ночуют тут, чтобы успеть напиться целебной воды, пока не спустился и не напился хэрэй т.е. ворон, а также невидимые птицы. Этих последних люди не видят, ворона же можно видеть. Особенно славится Верхнеиретский аршан, вытекающий из обрывистого левого берега реки Ирети. Вода этого аршана славится, как особенно целебная, преимущественно же в глазных болезнях. Если взять девять чашек этой воды, прокипятить до того, что останется только три чашки и затем выпить, исцелишься от всяких внутренних болезней. На аршан при посещении приглашается умеющий брызгать покровителю аршана (впрочем, брызгает простой человек, а не шаман). Эжином или покровителем Верхнеиретского аршана считается Хан-Гунгу-зарин. Он был шаман из тунгусов и, по преданию, будучи похоронен здесь, сделался покровителем этого аршана.
Выше этого аршана есть котловина, в которой из земли бьет вода; оттуда берет начало река Иреть. Там, по преданию, на одном мысу или выступе горы похоронена шаманка Хан-Мянхан-тодэй. До нее там же был похоронен шаман Монгол (имя такое у него было). И вот они вместе с Хан-Гунгу-зарином покровительствуют и распоряжаются этим аршаном; а потому, когда брызгают Гунгу-зарину, то поминают и эту шаманку Хан-Мянхан-тодэй. Некоторые предполагают, что Хан-Гунгу-зарин вышел из нижнеудинских карагазов.
При посещении аршана прежде всего там же варится саламат. Потом утверждается тургэ (прут), на которую привязывается зала или хадак, синенькая и беленькая узенькая ленточка по большей части из дешевенького миткаля. У жбанов ставится бишакань тургэ, «маленькая тургэ» или залама и затем начинается брызганье сначала водой или тарасуном, а потом также и саламатом. Некоторые правят здесь тайлаган с бараном. За исправление тайлагана дается отправителю боро «печенка» и убсунь «грудина», а некоторые дают и денег. По окончанию брызганья пьют воду аршана и закусывают.

Миссионер, священник Н.И. Затопляев

Затопляев Н.И. Об аршанах и целебных ключах // Записки Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества по этнографии. – 1890. – Т 2, вып. 2: Шаманския поверия инородцев Восточной Сибири: с 10-ю таблицами рисунков. — Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1890. – с. 4-6.