Перейти к содержимому

О кудинских шаманах

Рис. Юрия Ермолаева

Шаманом у бурят называется то духовное лицо, которое приносит разные умилостивительные и благодарственные жертвоприношения разным заянам (то есть бурханам), брызгает тарасун и совершает другие религиозные обряды шаманизма. Он предсказывает будущее, ворожит на лопатках животных и других предметах, употребляемых обыкновенно шаманами и простыми ворожеями для узнавания будущего, настоящего и прошедшего с помощью покровительствующих заянов, которые, по их представлениям, открывают им правду на их вопросы. Шаман исполняет различные требования заянов и объясняет их волю людям. Он служит посредником между заянами и людьми, от имени последних он входит посредником в разные присутственные места заянов, прося их милости и покровительства, и также сдает жертвоприношение заяну или кому следует. Тогда заяны, умилостивившись, посылают людям здоровье, счастье, многолетие на земле и, наконец, защищают их от злых духов.
Откуда взялся бурятский шаман и кто был первым бурятским шаманом?
Буряты говорят про следующее предание: первым бурятским шаманом была птица орел, которого и ныне уважают все буряты с давних времен как священную птицу. Он должен был защищать их от злых духов и познакомить их с духами добрыми. По словам бурят, орел родился от дочери тэнгэри Сар-Сагана, которую звали Сам-Самган-Саган.
Когда орел сделался бурятским шаманом, то он спустился на землю, чтобы помогать бурятам в их нужде и горе и защищать от злых духов. Но буряты не понимали его и видели в нем простую птицу, не подозревая его высокого назначения. Орел же не мог говорить по человечески, так как бурханы не дали ему человеческого языка. Хотя он видел все и понимал, от чего буряты страдают, но не мог помочь им в их нужде и горе, защищая их от нападок злых духов. После безуспешных странствований орел снова поднялся на небо к заянам, которым объяснил, что он не может быть бурятским шаманом, так как не умеет говорить почеловечески, и буряты смотрят на него как на простую птицу. Он просил передать шаманский сан самим бурятам или же дать ему человеческий голос. Бурханы нашли неуместным давать ему человеческий голос, так как птица не должна говорить по человечески, и рассудили, что пусть орел отдаст свой шаманский сан первому встреченному им буряту, который и сделается шаманом. После этого орел полетел на землю выполнять указание заянов, спустился и сел на дерево. Под этим деревом спала одна женщина-тунгуска (хамниган эжи), которая бежала от своего мужа и от усталости села под дерево отдохнуть и тут же заснула (некоторые говорят, что она бежала с одним мужчиной, который лежал тут же под деревом). Орел передал ей шаманский сан и улетел обратно на небо. Когда эта женщина встала, то увидела все на свете, добрых и злых духов, и начала шаманить и, таким образом, сделалась шаманкой (некоторые говорят, что она не была шаманкой, а шаманом стал ее сын.) После этого она возвратилась к своему прежнему мужу, от которого бежала. Она была беременна (некоторые говорят, что ребенок появился у ней таинственным образом от орла).
Мальчик, родившийся от тунгуски, которой орел передал шаманский сан, впоследствии сделался большим шаманом, которого буряты называют первым бурятским шаманом Бохоли-Хара (у балаганских бурят Моргон-Хара).
Вот откуда, по словам бурят, произошел шаманский сан.
Шаманами могут сделаться только те буряты, которые имеют шаманское происхождение, то есть их предки тоже были шаманами (и со стороны матери). Шаманом может сделаться сын шамана, его внук, правнук, племянник и т.д Иногда встречаются шаманы, которые стали таковыми, не имея шаманского происхождения,— буряты называют их нэрьер утхатай . Если кого-либо убьет молнией, то такого человека хоронят как шамана, но только не сжигают на костре как шаманов, а кладут в гроб и ставят на дерево в лесу, где он стоит несколько лет. Его дети или близкая родня могут сделаться после этого шаманами и будут называться нэрьер утхатай. Этим случаем некоторые буряты пользуются и становятся шаманами.
У бурят встречаются белые шаманы (саган бө) и черные шаманы (харайн бө), которые имеют между собой некоторое различие.
Белый шаман считается представителем добра и благодетелем человечества, потому что он не может сделать ничего худого. Он брызгает тарасун и вино, совершает жертвоприношения и другие обряды добрым заянам, которые, со своей стороны, всегда стараются сделать добро и посылают людям счастье. Белый шаман поклоняется только– западным хатам, западному небу и прочим добрым заянам.
Черный шаман представляет из себя противоположность белому шаману; он гений зла и всегда старается сделать зло и неблагополучие людям, связываясь со злыми духами, то есть заянами. Люди его не уважают, но боятся и стараются ему угодить, чтобы он им не сделал зла и не причинил несчастья (у балаганцев, идинцев и кудинцев шаман бывают одновременно и белыми и черными).
По словам унгинских бурят, шаманское происхождение бывает аханут (старший брат, следовательно аханут-старшие.
Шаманский корень, то есть происхождение, получает право старшинства (аханут) лишь в том случае, если, начиная с первого, сделавшегося шаманом бурята, девять поколений подряд будут преемственно шаманами. Если в одном из поколений шамана не будет, то не будет и старшинства (аханут), и тогда счет начинается сначала.
При вопросе, какими же таинственными силами они обладали, старики-буряты обычно начинают перечислять следующие особенности старых шаманов и шаманок:

  1. Некоторые из них могли проколоть насквозь свое тело косой, ножом или мечом и при этом двигаться и шаманить, как будто с ними ничего не произошло.
  2. Некоторые могли отрезать себе голову, поставить ее на столб или еще куда-либо, а сами ходили и делали что-нибудь.
  3. Иные, едучи верхом на лошади, отрежут себе голову и поставят сзади себя на седло. Затем, взяв отрезанную голову, поставят ее на место, опять станут с головой и говорят как обыкновенные люди.
  4. Некоторые большие и черные шаманы и шаманки разрезают себе брюхо, вынимают кишки, мотают их руками, затем кладут их на место, по разрезу проведут большим и указательным пальцами и произносят заклинание. После этого брюхо заживает и его не отличишь от прежнего.
  5. Черная шаманка онгоевская бабушка Туда разрезала себе живот, вынула изнутри трехмесячного ребенка и зарыла его в очаге, послед положила на дверь, затем оторвала свою голову, поставила ее к себе на колени и начала искать вшей.
  6. Другие большие шаманы и шаманки, бывало, разрубят друг друга мечом на две части, от головы до промежности, и скачут на одной ноге. После этого опять соединяются в одно целое.
  7. Иные шаманы и шаманки берут кол, протыкают им себя насквозь и в таком виде едут верхом. У иных клыки вырастут изо рта наподобие клыков собаки. В таком страшном виде они и ходят. У иных на плечах вырастает по целому дереву и в таком виде они также ездят верхом. Многие большие и черные шаманы превращаются в различных зверей, птиц, змей, лягушек и прочее,- это зависит от того, какое у них шаманское происхождение.
    Вот что рассказывают о прежних шаманах старики и старухи.
    Действительно, прежние шаманы и шаманки знали много разных секретов и фокусов, которые они держали в тайне и передавали по наследству только шаманам одного с ними происхождения, скрывая от других, а тем более от не шаманов.

Библиография:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С.111-125