Перейти к содержимому

О браках среди бурят буддистов и шаманистов Иркутской губернии

Брачные союзы среди бурят Иркутской губернии, как буддистов, так и шаманистов, имеют своею главной целью дать семье работницу. Возраст брачующихся и их желание обыкновенно в расчет не принимаются, причем допускаются даже такие брачные сопряжения, при которых муж является почти ребенком (6-8 лет), а жена взрослою женщиной.

Браку бурят предшествует сватовство, в котором главную роль играет условие между родственниками жениха и невесты о размере «калыма», сроке его уплаты и в связи с тем о дне самой свадьбы, которая совершается лишь по выплате «калыма». Размер «калыма», в зависимости от состоятельности родителей жениха, колеблется от 200 до 1500 руб. наличными деньгами, помимо нескольких голов разного скота, и иногда уплачивается целыми годами. Условие о «калыме» заключается на словах в присутствии родственников жениха и невесты, и завершается пирушкой, на которой пьют вино и тарасун (распространенный среди бурят хмельный напиток, приготовленный домашним способом из молока), выставляемые с обеих сторон. У бурят-шаманистов Балаганского уезда такой пирушке предшествует «брызганье», во время которого приглашенный шаман призывает на жениха и невесту благословение умерших шаманов и стариков своего улуса и рода, после чего отцы жениха и невесты обмениваются кушаками, а мать жениха надевает на шею невесты золотую монету. Затем, родители жениха и невесты обмениваются вином, налитым в чашки, а невеста обходит с вином всех гостей, которые пьют вино и дарят невесте кто что может.

За выплатою «калыма» следует сама свадьба, которая в различных местностях сопровождается различными обрядностями.

Так, у шаманистов Китойского ведомства, Иркутского уезда, каждая сторона приглашает для совершения обряда бракосочетания своего шамана. Один из шаманов ставит жениха и невесту рядом, накрывает покрывалом, а затем шаман со стороны жениха читает им клятвенную молитву и обводит три раза вокруг юрты жениха, против солнца, после чего брачующиеся обмениваются обручальными кольцами, чем и завершается обряд.

У шаманистов сайгутского отдельного рода, Иркутского уезда, невеста привозится в дом жениха накануне свадьбы. В сам день свадьбы невесту обводят вокруг юрты и ставят напротив конской головы, где жених снимает с правой руки ее надетые миткалевые кольца и кладет их себе в карман. После этого невеста кланяется конской голове три раза и идет с женихом в юрту, в которой их ожидают родители. Здесь невеста бросает на грудь свекру поданые ей три куска жира, а затем выливает на огонь в очаг юрты чашку масла.

Шаманисты Бардинской волости, Иркутского уезда, вступление в брак сопровождают следующим обрядом: вблизи юрты жениха, во дворе, разводится костер, около которого садится трое почетных сородичей; одна из старших родственниц невесты приводит ее к этому костру и ставит лицом на запад; за невестой приближаются к тому же костру все приглашенные на свадьбу, а вслед за тем выбегает из толпы и жених и становится рядом с невестой; сидящие около костра обращаются к жениху и невесте с напутствием, после чего жених и невеста наскоро обмениваются обручальными кольцами. Затем, жениха и невесту ведут в юрту, где сопровождающая невесту родственница выливает на огонь очага поданный жир, а кусок жира бросает в грудь отца жениха.

У шаманистов Абаганатского, Кудинского, Ординского и Курумчинского ведомства, Иркутского уезда, а ровно и шаманистов Верхоленского уезда сущность брачного обряда почти одинакова. Здесь брак так же совершается у жениха в присутствии почетных сородичей. Обряд начинается поклонением идолу онгону, который изображает божество, покровительствующее домашнему очагу семьи жениха. Онгон, представляет из себя, то грубое подобие человеческого изображения из дерева или металла, то шкурку какого-нибудь зверька, то обруч с натянутыми на него полосками ремня, шкурки сукна и т.д. Жених и невеста перед этим онгоном произносят нечто вроде клятвы, а, затем, присутствующие почетные сородичи обращаются к ним с пожеланиями и напутствием, приглашая жить в супружестве в согласии и честно. Шаманы, если и присутствуют при этом, то только в качестве почетных гостей и в обряде бракосочетания никакого участия не принимают.

У шаманистов Балаганского уезда отец жениха, его родные или сам жених, если он человек одинокий, перед бракосочетанием приглашают в свою юрту шамана, который освящает юрту и устроенный в ней очаг для огня посредством чтения молитв и «брызганья» тарасуном. Этим действия шамана и оканчиваются. Для совершения же самого обряда бракосочетания приглашается особое лицо, именуемое «урершей», которым может быть всякий бурят, лишь бы он был женатым, имел детей и пользовался благополучием в семье, что буряты считают признаком благоволения к нему божества.

По прибытию «урерши», саженях в 5 от юрты, обязательно против южного ее угла, втыкается в землю береза, а на ней укрепляется онгон. Около онгона в приличном расстоянии помещается «урерша». Затем выходят из юрты, под прикрытием в виде балдахина, бракосочетающиеся, окруженные родственниками и гостями, торжественной медленной процессией обходят юрту кругом с восточной и северной стороны, двигаясь в таком же расстоянии от юрты, в каком стоит береза с онгоном. У северо-западного угла юрты на виду онгона процессия останавливается и брачующиеся совершают поклонение онгону, сложив руки ладонями вместе и подняв их в уровень с лицом. Затем, «урерша», совершив такое же поклонение онгону, читает молитву. По окончании молитвы, жених и невеста совершают новое поклонение онгону, и вслед за тем вся процессия на шаг приближается к нему. Далее, точно так же «урерша» читает вторую и третью молитву, причем после каждой из них жених и невеста совершают новое поклонение и приближаются к онгону на один шаг. После третьего поклонения онгону процессия поворачивается обратно и тем же путем возвращается в юрту. Здесь у освященного шаманом очага новобрачных ожидает отец жениха или же, если его нет в живых, кто-нибудь из ближайших его родственников с обнаженной грудью. Новобрачная берет овечий курдюк и, разрезав его на кусочки, бросает их на огонь очага и до трех раз на грудь свекра или лица его заменяющего, а затем выливает на огонь очага чашку масла. После этого невесте подносят подарки.

У бурят-буддистов Иркутского и Балаганского уездов обряд бракосочетания совершается в том же порядке, с тою лишь разницей, что для венчания в дом жениха приезжает из местного дацана лама.

После обряда обыкновенно следует гулянка, продолжающаяся 2-3 и более дней, на которой число присутствующих гостей, приглашенных обоими сторонами, доходит до 100 и более человек. После гулянки новобрачная на некоторое время возвращается в дом отца, а затем уже переселяется к мужу на житье.

Метрических книг, в которых бы записывались браки бурят буддистов и шаманистов, не ведётся, а браки их вносятся в посемейные списки или по их словесным просьбам в присутствии свидетелей, или же при проверке посемейных списков по улусам, которая в большинстве случаев производится ежегодно. Внесенные таким образом в посемейные списки браки считаются законными.

Разводы среди бурят очень часты и происходят по первому желанию одного из супругов без соблюдения каких-либо обрядовых формальностей. Хотя, в силу инородческих обычаев, каждая из сторон вправе обратиться к инородческому суду с иском о возвращении ушедшего супруга для совместной жизни, но суд в случае отказа со стороны недовольного продолжать супружескую жизнь, обыкновенно делает постановление о разводе. Если развод происходит по желанию жены, то она, ее родственники или избранный ею новый жених обязаны возвратить ее мужу уплаченный за нее «калым». Браки бурят иногда расторгаются и по причине бесплодия, причем в этом случае инициатива всегда исходит от мужа, так как у бурят бесплодность всегда относится к недостаткам именно жены.

Записей обычаев, на основании которых буряты управляются в религиозной жизни, не существует.

Литература

Линьков А. И. О браках среди бурят буддистов и шаманистов Иркутской губернии // Сибирский архив: журнал археологии, истории и этнографии Сибири/ ред. А. И. Линьков. — Иркутск: тип. М. П. Окунева.- 1912.- № 7 (май). — С. 575