Перейти к содержимому

О божественном быке – прародителе бурят

…Если посмотреть от Торской инородной управы на север по направлению к Тункинским гольцам, то там, несколько восточнее выхода речки Саган-ухун (Белая вода) виднеется отдельная скала с двурогою вершиной, резко выделяющаяся своим белым цветом на темном фоне Тункинского хребта, известная под именем Саган-шулун, т.е. Белый камень. Эта скала называется так же Буха-ноен и считается одним из священных мест долины Иркута. Для бурят эта каменная твердыня не просто скала, а каменное изображение прародителя бурятского народа – Буха-ноен бабая. Дословный перевод этого имени таков: Бык, господин батюшка, или батюшка князь Бык (пороз).

Об этом божественном быке среди северо-байкальских бурят существует множество легенд с многочисленными вариантами, но, к сожалению, до сих пор не сделан анализ этих преданий. Тем не менее, мне думается, что наступит время, когда пытливый этнограф-фольклорист наконец разберется в лабиринте бурятских шаманистических верований, стоящих на высокой степени политеизма, свяжет их с первобытной историей культуры бурятского племени, и тогда из под ветхих и растрёпанных одежд-мифов, преданий, легенд обнажится бесконечно интересное сказание о различных моментах развития этой народности, рисующих стадии – то охотничьего, то пастушеского быта, то семьи, то рода, то военно-охотничьей организации во главе с грозным «галшей», то мирной общины под эгидой Молочного начальника…

Проникать в тайны создания образа «батюшки князя Быка» не мое дело, но тем не менее, считаю нужным сказать читателю, что возникновение преданий о нем следует, по моему мнению, отнести к тому периоду жизни бурятского племени, когда теряющийся в глубине веков «зэгэтэ-аба», т.е. общественные облавы-охоты с их военной организацией стали падать, а на смену им стали выступать скотоводческие, родовые общины во главе с миролюбивыми Хунши-ноенами (Молочными начальниками).

По моему личному убеждению, на Буха-ноена-бабая, этого небожителя в образе божественного быка, следует смотреть, как на отголосок, как на символ, рисующий эпоху появления и возникновения скотоводства у бурят, эмигрировавшего к ним из Монголии. Если хорошо разобраться в легендах о нем, то многое в них наводит на это предположение.

Но кто же такой этот мифический бык? Откуда он появился? Легенда рисует его могучим сивым или темно-серым порозом, с громадными крепкими рогами. Такой бык мог родиться на тучных пастбищах в той благодатной стране, где растут сочные травы, поливаемые летом мелким, частым дождиком, а зимой прикрытые «теплым» снегом. Действительно, одна из многочисленных легенд говорит, что отцом князя Быка был небожитель Будургу-саган-тэнгэри, т.е. податель зимой мелкого, теплого снега, а летом мелкого частого дождика. Старшим братом князя Быка был Уха-солбон-тэнгэри (звезда Венера), небожитель, покровительствующий скотоводству. Младшим братом Буха-ноена был Сахадай-ноен, хозяин огня, покровитель домашнего очага. Не в зависимости ли домашний очаг кочевника от благополучия его скотоводческого хозяйства?

Следует заметить, что Будургу-саган-тэнгэри, податель дождика и теплого снега, отец князя Быка и братья его, покровители скотоводства и домашнего очага, как и сам Буха-ноен, — относятся к разряду добрых божеств, покровительствующих людям и защищающих их от всех напастей. Нет ли тут намека на общую, взаимную связь этих божеств? Не чувствуется ли в значениях этих небожителей и самом имени князя Быка символических откликов тех факторов, без которых немыслим пастушеский быт?

По легендам о князе Быке, едва ли возможно судить о его исторической деятельности, хотя бы по одному тому, что в сказаниях о нем наросло столько самых разнообразных наслоений, что под их толстым слоем совершенно погребены те данные, по которым бы можно было судить о нем, как об исторической личности. Может быть, в будущем и выяснится что-нибудь, а теперь этого прародителя бурятского племени, сотканного из перепутанных нитей легенд и преданий, лучше рассматривать как символ, характеризующий появление скотоводческой эпохи у первобытного племени. Может быть, что в сказаниях о нем сплелись вместе и исторические события и фантастические элементы народного творчества. Все это надо расчленить, а главное, найти базис, на который бы могла опереться историческая действительность. А это дело нелегкое.

В легендах о Буха-ноене, от которых веет стариной, внедряются элементы и позднейшего времени. Так, например, в моем распоряжении имеется сказание о Буха-ноене, где уже фигурирует имя «Антихрист». Знаток шаманства М.Н. Хангалов отождествляет имя «Антихрист» с именем Эрлен-хана, властителя ада. В виду важного значения батюшки князя Быка для бурятской народности в культурно-историческом отношении, я приведу содержание некоторых из легенд о нем. Да не посетует на это читатель! Итак, князь Бык, по одним сказаниям, является сыном Снежно-дождливого Неба (Будургу-Саган-тэнгэри), по другим – сыном Отца Неба-Эсэгэ-Малан-тэнгэри, т.е. Неба плешивого старца. Не выражается ли в этом названии представление о своде небесном, напоминающем лысую голову?  Затем, Буха-ноена некоторые сказания считают и земным быком, но почти везде и всюду говорится, что князь Бык пришел с юга (по Тункинским горам) на южную сторону Байкала к царю Тайжи-хан, у которого был пестрый пороз, и стал с царским пестрым порозом бодаться. Днем небесный бык бодался с пестрым порозом, а ночью обращался в молодца-красавца и ухаживал за прекрасной дочерью Тайжи-хана. Бодались они долго. Сначала ханский пороз побеждал, но, в конце концов, Небесный бык осилил первого. Тогда Тайжи-хан, собрав войско, погнался за ним, чтобы его убить. Небесный бык удалился на Тункинские горы, где сделал из камня подобное себе изображение, готовое к борьбе и обращенное передом к восходу солнца. По тем местам, где проходил он, вырастал лес, а где выделял «жидкость», выросли пихты и вереск, считающиеся священными растениями и употребляющиеся для очищения при всех религиозных обрядах шаманистов. Тайжи-хан, найдя каменное изображение Небесного быка, стал пускать стрелы и когда выпустил все стрелы, подошел к изображению и увидел, что камень лежит, весь покрытый стрелами, и тогда он убедился, что убил Сивого пороза, т.е. Буха-ноена, и вернулся домой.

По другому варианту, когда Небесный бык спустился на землю в царство Тайжи-хана и вызвал на борьбу пестрого пороза, то вместо себя поставил изображение из камня, а сам, превратившись в красивого молодого человека, ухаживал за дочерью хана. Пестрый пороз, не узнав, что перед ним стоит изображение из камня, боднул его изо всей силы, но от сильного удара сломал рога. После этого ханский пороз удалился, считая себя побежденным.

Затем, еще по одному сказанию, Буха-ноен на хвастливый вызов ханского пороза ответил, что он явится с ним бодаться, когда будет трехгодовалым порозом, что и исполнил: днем бодался с ханским порозом, а ночью, обратившись в красивого молодца, ухаживал за ханской дочерью…

Через некоторое время ханская дочь сделалась беременной, и сказала об этом Буха-ноену. Тогда он таинственным образом извлек ребенка из утробы девицы и рогами перебросил на северную сторону Байкала, куда и сам затем перебрался и стал кормить его, давая сосать «шибэ» (шерсть на брюхе)…

В это время на северной стороне Байкала жили племена Атагут и Хотогут. У первых было десять домов и шаманка Асухан, у вторых – 20 домов и шаманка Хусыхан.

У шаманок детей не было, но они друг другу предсказали, что у них будут дети… Далее рассказывается, что шаманка Асухан узнала, что у нее родился сын, которого воспитывает Сивый пороз (Буха-ноен). Шаманка взяла от него мальчика на воспитание и дала ему имя Булагат. По сказанию же аларских бурят, ханская дочь пришла к шаманке Асухан и рассказала ей о происхождении ребенка, находящегося у Буха-ноена, тогда шаманка Асухан объявила родственникам, что к ней снизошел ребенок, но чтобы достать его, нужно сначала сделать тайлаган (общественное жертвоприношение) небесному порозу Буха-ноену. В конце концов, шаманка берет от Буха-ноена ребенка и дает ему имя Булагат.

Затем сказание говорит, что воспитанный шаманкой Асухан – Булагат ходил играть на берег Байкала и там пропадал целые дни. Однажды шаманки Асухан и Хусыхан его спросили, что он там делает целый день?

Мальчик ответил: «Когда я прихожу на берег Байкала, тогда из воды выходит маленький мальчик и играет со мной целый день». Шаманки удивились рассказу Булагата и решили проверить его. Хусыхан выдоила собственное молоко, сделала из него кушанье бон (готовят его так: зерновой хлеб жарят в котле, затем толкут, толченый хлеб смешивают со сметаной или маслом и едят), дала Булагату и сказала, чтобы он этим кушаньем накормил своего водяного товарища.

Булагат исполнил наказ Хусыхан. Водяной мальчик съел бон, захотел спать и заснул. Шаманка Хусыхан, тайно следившая за детьми, увидев спящего мальчика, взяла его и привела домой. Затем она усыновила его и дала ему имя Эхирит. Когда Эхирит был еще маленьким, его воспитывала рыба – пестрый налим, щель берега была его колыбелью, поэтому-то налим считается отцом Эхирита, а береговая щель — его матерью. Приемный сын шаманки Асухан – Булагат женился на дочери царя Аю-хана; от его потомства произошли тункинские, аларские, кудинские, капсальские, балаганские и китойские буряты.

Эхирит женился на дочери царя Хлык-хана, имел одного сына Запхи, у которого было четыре сына; от них то и произошли верхоленские, ольхонские и ленские буряты. После того, как шаманка Асухан взяла от Буха-ноена Булагата, Буха-ноен удалился на Тункинские горы, которые он выбрал для своего местопребывания…

В шаманских призываниях Буха-ноен-бабай упоминается на ряду со своей женой Будан-хатуниби (Госпожа Туман). К сожалению, не позволяет место привести хотя бы выдержки о господине батюшке быке, которые во весь рост нарисовали бы знаменательную фигуру божественного прародителя бурятского народа.

Известный этнограф Г.Н. Потанин  приводит сказание, что Буха-ноен из Монголии через Саяны пробрался в Тунку, чтобы быть хранителем бурятских стад. «В одну ночь старуха, говорится в сказании, укачивая ребенка слышит мычание и движение рогатого скота, она, бросив люльку, выбежала из юрты и увидела Буха-ноена, окруженного улусным скотом, как царь своими поданными. Она закричала «хугайлахо» (призывной крик) и весь улус выбежал из юрт».

Затянувшийся рассказ о прародителе бурят закончу призыванием Буха-ноена, произносимым на тайлаганах (общественных жертвоприношениях) тункинских бурят: «Буха-ноен, — батюшка! Будан-хатан, — матушка, развилисто большими рогами верхнюю вселенную упираешь, отвисшей подшейной кожей (бойноком) нижнюю вселенную упираешь! Когда ты бежишь – десятитысячный лошадиный топот издаешь. Когда ты кричишь – восьмитысячный порозиный рев издаешь. Белый утес – сиденье твое, белая вода – прохлада твоя, ноинская степь – бег твой, монцацкий песок – обитель твоя, мондорский мыс – смотренье твое. Мать твоя – Эхэ-Юран-окторгой. Ты пришел из южной стороны, издавая голос свой. Из мочи твоей – кедры выросли. В олетскую землю пришел, там с таежным пестрым порозом три года бился, а затем в камень превратился».

Дмитрий Даурский

Литература

Даурский Д. О божественном Быке – прародителе бурят. Из Иркутска в Тункинский край. [Из дорожных впечатлений]  // Сибирь.- 1909.- 2 октября.- № 223.- с.2