Перейти к содержимому

Некоторые из онгонов, почитаемых в Аларском ведомстве

Художник Зоригто Доржиев

Булгата онгон — Хан хамокши тодэй

Онгон этот делается из шкурки зайца с добавлением маленького лоскутка соболя, пришиваемого к голове зайца. Прежде онгон весь делался из шкурки соболя. Но тогда добывалось много соболей, теперь, же по причине дороговизны соболь заменяется зайцем. Онгон этот делается в честь шаманки (одогон) Хан хамокши тодэй, дочери Унгута. Это была хорошая шаманка, имевшая девять хэсэ (бубнов). Она везде успешно обороняла детей от бохолдоев. У неё были небесного происхождения конь Шара сохор морин и желто-шелковая одежда. Однажды она поспорила со своим конем. Она говорила, что она великая шаманка и что конь не поднимет ее на вершину горы Шонхолой улан байса, находившуюся недалеко от Далай ламы.

На это конь отвечал:

— «Поднять я тебя подниму туда, но как ты уйдешь оттуда?»

– «А ты куда денешься?»

— «Я конь не земной. Прежде я был конем Шара хасар тэнгри, и теперь снова могу улететь туда».

На это шаманка возразила:

— «И я имею силу, так как и я небесного происхождения. Надеюсь, что мой сахусун (охранитель патрон) Убуши нойон батор, сын Хормуста тэнгри, обитающий теперь на горе Шонхолой улан байса, не оставит меня беспомощной».

После этого шаманка поехала. Но когда она поднялась на вершину горы, конь вспорхнул и улетел на небо, оставив шаманку пешей. Тогда она пошла к Убуши батору, рассказала, как она, надеясь на свою силу и помощь его, сахусуна, поспорила со своим конем, как конь бросил ее здесь пешей, улетел к Шара хасар тэнгри, и просила дать ей коня воротиться домой. На это Убуши батор отвечал ей: «Я тебе дам соболя, на котором ты и воротишься домой. Но только после этого ты не долго будешь жить на земле. После этого Убуши батор дал ей соболя, на котором она воротилась домой. Затем она отправилась к пациентам, оповестила их, что она уже не будет более бывать у них, так как скоро умрет и просила не одарять её ни при жизни, ни после смерти конями, а жертвовать ей соболей, так как на этом животном она будет ездить на том свете. При этом она добавила, что хотя она и умрет, но все-таки не оставит своих сородичей без покровительства.

Онгону этому для угощения требуется саламат, чай, овца и тарасун или водка. Прежде угощение ему устраивалось непременно раз в три года, при чем непременно приносилась и овца, из шкуры которой делали маленькое хэсэ (шаманский бубен), которое и привешивалось к онгону, так что по числу хэсэ можно было узнать, сколько ему принесено овец. К хэсэ привешивалась и колотушка. Теперь же овец приносят редко. Если шкурка зайца, из которой сделан онгон, испортится от времени или моли, ее сжигают и заменяют новой, а хэсэ с колотушками прикрепляют к новой шкурке. Когда угощение онгону устраивается без овцы, то брызгание ему происходит в юрте, а если с овцой, то на улице. При брызгании несколько капель от всех напитков непременно должно упасть на онгон. При брызгании на улице, т.е. с принесением овцы, шаман в правой руке держит жодо. С ним рядом стоят два человека, из который один держит китайскую чашку с молоком, а другой в обеих руках по чашке с чаем и тарасуном или водкой. Около тургэ (березки), на которой висит онгон, один человек держит овцу, а шаман время от времени окуривает ее жодо или арса. Когда овца заколота, у нее с костей и головы срезают все мясо. При этом кости не ломаются, а разбираются по суставам. Затем их кладут в ширэ, а потом сжигают. Если сменяется шкурка онгона, то вместе с костями сжигается и она. При брызгании шаман становится лицом на юго-восток и произносит призывание.

Затопляев Н. Некоторые из онгонов, почитаемых в Аларском ведомстве // Известия Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. – 1910. – том XLI. – С. 116.