Перейти к содержимому

Народный календарь аларских бурят


Новый год начинается осенью. Как только покажутся на горизонте Плеяды, то наступает и новый год, что бывает в конце августа или в начале сентября, и с того времени можно сказывать сказки. В летние месяцы, когда на небе не видны Плеяды, то сказки не говорят – грех.

  1. Месяц Кхук – течка, ярость баранов – сентябрь;
  2. Улара – черная индейка – октябрь;
  3. Ури – ноябрь. В этом месяце начинают скот кормить сеном и запасаются мясом на зиму;
  4. Гуран – самец дикий козел – декабрь. Долгота дня удлинится на скачок гурана;
  5. Буга (изюбрь) – январь. В этом месяце снег начинает таять у порога жилого дома и день удлиняется на скачок изюбря;
  6. Хусса – баран – февраль. Первый день рождения сего месяца у ламаитов бывает новый год. Саган-сара, т.е. белый месяц;
  7. Улан-зудан – март – потечет красная снежная вода с гор;
  8. Ехэ буран – большой медведь самец – апрель;
  9. Бага бурган – малый медведь или травяной медведь – май;
  10. Гани – собака – июнь. Поговорка: гани хара, галзу иден, т.е. собачий месяц и бешеная пища (тарасун);
  11. Хожи – июль, в этом месяце удой молока уменьшается;
  12. Уольжин – август, в этом месяце дни укорачиваются.

Лунные месяцы буряты определяют по совпадениям с Плеядой, и показывают гхара мэшэни тохён, это есть самое близкое стояние между собою Луны и Плеяд. И так эти тохёны бывают: в месяце Ури на 15 день Луны, Гурана на 13-й, Буга на 13-й, Хусса на 9-й, Улан-Зудан на 7-й, Ехэ-бурган на 5-й, Бага-бурган на 3-й, Гани на 1-й день, но последний тохён человек не видит, а видят на земле живущие собаки, да в воде живущие рыбы.
Считают, вернее делят месяц на три части; первый день рождения Луны называют буту шины – полный новый, второй день хоер-шыны, второй новый день и т.д. до десятого дня включительно, с 11-го до 20-го просто считают 11-й, 12-й и т.д. до 21-го дня, а затем начинают считать 9 хушан (9-е число устаревшей Луны) 8 хушан и т.д. до 1-го последнего числа Луны, а в ночь между старой и новой Луной называют забагхар, т.е. междулуние. В эту ночь буряты боятся отлучиться из дома, т.к. в ночь междулунья много шляются по земле нечистых духов бохолдоев. * ЭБ. №3. 1922. 226
Считая 12 месяцев по 30 дней в году, получается 360 дней, из остающихся ежегодно 5 дней, через каждые пять лет на 6-й, будто бы в старину допускали 13-й високосный месяц, называемый гхарагха тагхарагхан гхартагшан гхара. Но, к сожалению, нынешние буряты не умеют объяснить, в каком году прибавляется названный високосный месяц и сколько дней бывает в этом месяце.
Летоисчисление имеет 12-ти летний цикл; начинается так:

  1. Хулгана – мышь, был в 1912 г. – считается благоприятным годом;
  2. Ухыр – бык – 1913 – холодным;
  3. Бар – барс – 1914 – благоприятный, урожайный;
  4. Тулай – заяц – 1915;
  5. Лу – дракон – 1916;
  6. Могой – змей – 1917 – год несчастливый;
  7. Морин – лошадь – 1918.
  8. Хонин – овца – 1919 – теплая зима;
  9. Бишен – обезьяна – 1920;
  10. Тахяа – курица – 1921;
  11. Нохой – собака – 1922 – лето мокрое;
  12. Гахай – свинья – лето сухое;

Затем начинается со старшего года мышь, и таким порядком будущий 1924 г. будет годом мыши и т.д. по порядку.
По поводу наименования 12-ти лет, вошедших в цикл, существует у бурят следующая легенда.
Бурхан, желая создать 12-летний цикл, возвестил всем одушевленным существам о том, что, кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того будет назван первый старший год. Тогда верблюд, думая, что больше его ростом нет животного, что наверное он первый увидит лучи солнца, и улегся обратив голову на восток и ожидает восход солнца, а маленькая мышка незаметно залезла на голову того верблюда и смотрит на запад. Утром лучи солнца отразились на вершине западной горы, тогда мышка закричала: «Я вижу лучи восходят». Обманутый верблюд соскочил и хотел затоптать мышь, но она скрылась в пепел и так увернулась. Поэтому, говорят, верблюд по сие время как увидит пепел, то топчет его, думая там затоптать плутоватую мышь.
В общем в Аларском районе борются три календаря – народный описанный выше, ламайский циклический и русский общегражданский. Простонародье и старики держатся старины. Верующие буддисты пользуются своим ламайским календарем, молодежь живет по русскому календарю.
Ламайский календарь оказал сильное воздействие на народный. Но бывает часто, что народный календарь вступает в борьбу с ламайским и тогда начинаются нескончаемые споры, как называть месяц, обычно много спорят всегда из-за названия марта.

П.П. Баторов

Библиография


Баторов П.П. Народный календарь аларских бурят // Провинциальная» наука: этнография в Иркутске в 1920-е годы / составитель, автор вступит. статьи и биобиблиографического сло-варя Сирина А.А. – М. – Иркутск, 2013. – С. 225-226