Перейти к содержимому

Му-Шубун (Шаманская легенда)

1) В прежнее время жил один молодой человек, который влюбился в одну молодую девицу; впоследствии они ушли в лес и жили там; потом молодой человек умер. Девица долго плакала над телом своего возлюбленного; поду­мав, что она перестанет тосковать по умершему, если съест его печень, она распорола брюхо умершего, вынула печень и съела ее. Вскоре после этого она умерла; душа ее, вследствие того, что она при жизни съела печень человека, превратилась в му-шубун.
Му-шубуны обращаются в разных птиц, а также принимают вид жен­щин; только красивые губы, длинные как клюв птицы, не меняются и остаются одни и те же, какой бы вид му-шубун ни приняла. Если кто-нибудь ночует в лесу один, му-шубун приходит к нему, обратившись в молодую и красивую девицу или женщину, и начинает разговаривать и шутить с ним, а губы при этом держит в рукаве. Она старается обратиться в ту девицу или женщину, которую любит этот человек. Если му-шубуну удается обмануть человека, она бьет его по голове своим клювом и убивает, распарывает его брюхо и съедает его печень, почки и головной мозг.

2) один человек охотился в лесу, опоздал и остался ночевать в лесу. Он развел огонь и сидит около него; к нему подходит красивая и молодая замуж­няя женщина, начинает с ним разговаривать и шутить, а рукава держит у рта. Охотник догадался, что это му-шубун, и был с нею осторожен. Он послал ее за дровами. А когда она ушла, он положил около огня дерево, покрыл его своею шубою, а сам, взяв ружье, спрятался за древесным стволом. Му-шубун пришла и видит, что охотник уже спит под шубой; она осторожно подходит к дереву, закрытому шубой, вынимает из рукава свои красивые губы, длинные как клюв птицы, и бьет ими по дереву; от губ ее посыпались искры. Тогда охотник выстрелил из ружья и убил му-шубуна; она обратилась в голую тазовую кость; охотник сжег эту кость на огне.

3) в местности Хаха (ныне Хохинский род Бильширского ведомства) пре­жде водились му-шубуны, которые ели людей. Один тунгус (по-бурятски: хамнаган) расколол ель и в щель забил клин и около этой ели остался ноче­вать; к нему приходит му-шубун, обратившись в красивую девицу. Тунгус говорит ей: «Будем спать вместе! Положи свою руку в эту щель». Та положила свою руку в щель ели, тунгус выдернул клин, ель сжала руку му-шубун а, и она так тут и осталась, а тунгус ушел. Му-шубун после этого дала клятву не ходить около ели и не подходить к тунгусу.

4) (Со слов Василия Иванова, бурята Бильширского ведомства Хохинского рода). Му-шубуны прежде водились в лесах около Хохинского рода. Один сильный человек Хадала поехал в лес и остался там ночевать; ночью пришла му-шубун и напала на него; Хадала начал бороться с нею и во время борьбы вырвал из-под ее левой подмышки огниво; тогда му-шубун начала поддаваться, вырвалась и скрылась. На другое утро Хадала пошел по следу искать му-шубун а, с которой боролся ночью; след привел его к яме; в ней лежит му-шубун женщина, тут же находится и муж ее. Му-шубун мужчина упросил Хадалу не трогать их, оба эти му-шубуна дали клятву не есть людей и не нападать на них. При этом му-шубун мужчина объяснил Хадале, что на людей нападают только их девицы и женщины; а му-шубуны мужчины этого не делают; с этих слов буряты Хохинского рода уверяют, что му-шубуны мужчины их не трогают, а нападают на людей только девицы и женщины.
Если му-шубуны женщины или девицы начинают нападать на людей, то нужно произнести следующие слова:
Хадалан долон — Хадалаевы семеро
Хамнагахи найман — Хамнагановы восьмеро
Тогда му-шубуны перестают нападать на людей.

5) У му-шубуна под обеими подмышками находится по огниву, под пра­вою – красное и блестящее; это огниво содержит в себе жизнь живого человека; человек, борющийся с му-шубуном, не должен трогать этого правого огнива; если он оторвет его, оторвет свою собственную жизнь и му-шубун одолеет его. Под левою подмышкой находится другое огниво, сплошь покрытое слюнями и гноем; человек, который во время борьбы с му-шубуном оторвет это левое огниво, должен победить му-шубуна. Когда пытаются оторвать левое огниво, му-шубун сердится и говорит:
– Не тронь! Это худое и некрасивое.
В этом левом огниве жизнь самого му-шубуна, и потому он старается, чтоб борющийся человек оторвал у него правое, а не левое огниво.
Библиография:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.3. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С.25-26
1(М у – худая; ш у б у н – птица)