Моя родословная
В жизни каждого человека самое дорогое и святое – это Родина. Я хочу рассказать о малой Родине моей семьи, то есть о своей родословной. Почему мы должны знать свой род?
Знание древа — древняя традиция бурят. Такая традиция существовала и существует у многих народов мира. Знать свою генеалогию еще в древности заставляла сама жизнь, так как весь уклад основывался на кровно — родственных отношениях. Люди, имевшие один общий корень происхождения и связанные родством многих поколений (от корня до вершины родословного дерева), сообща боролись за судьбу рода, за выживание каждой родословной семьи. Коллективно они защищались от стихии природы, иноземных захватчиков и других жизненных бед. Как писали бурятские ученые: «Незнание родословной, племени, рода, происхождения и расселения их, а также родовых и племенных песен считалось большим позором». Поэтому у бурятского народа было в обычае прививать детям любовь к родной старине, передавать им знания родословного древа, связанные с ними легенды, предания, сказания.
Вершиной нашего родословного древа является Батлаевский род, от Батлая родились такие сыновья как Харанут, Бозо, Удэгэ, Шаралдэ, Барда, Хорса, Борторог. Неслучайно наши предки выбрали место обитания территорию Эхирит-Булагатского района: велик был соблазн поселиться в дивном по красоте месте среди стройных сосен, разлапистых елей, березовых перелесков, тихо журчащих ручейков и рек. Богатой оказалась здешняя тайга зверем, пушниной, кедровым орехом, ягодой, грибами. Буряты в давние времена были кочевниками. Еще с тех пор сохранилась любовь к лошадям. С детских пор, приучаясь ездить верхом, буряты становились прекрасными наездниками. Мои предки вели кочевой образ жизни. Буряты осознавали неразрывную связь коня с человеком, особенно с хозяином, батором. Они говорили: «Конь — друг мужчины. Чем иметь плохого товарища, лучше ездить на добром коне».
В детстве мой дедушка Абагаев Степан Амагирович любил рассказывать мне интересные случаи, истории о жизни предков, то, как они жили и растили своих детей. Но одна из историй мне так хорошо запомнилась. По рассказам дедушки, буряты верили, что существует бог лошадей Солбон и посвящали обряд брызгания на его голову, спину и хвост, к гриве привязывали ленточки (зала). Посвященного коня (онгон морин) можно было седлать, ездить на нем, работать всем кроме женщин. Когда священный конь становился дряхлым, мужчины уводили его в лес, тайгу на высокую гору и производили обряд ритуального заклинания. Мясо варили и совершали обряд жертвоприношения, затем мясо съедали. Голову, шкуру, копыта, кости сжигали на специальном ритуальном помосте — так лошадь провожали к ее хозяину, богу Солбону, к которому она уходила вместе с дымом, чтобы снова принять там обличье. Эту историю люблю рассказывать своим родственникам.
Особенно искусно буряты владели луком. Мчась на лошади на всем скаку, они попадали в стрелу, вогнутую в землю. Затем, проскакав сажен десять, попадали в новую мету. В Батлаевском роду Батлай был самым искусным охотником. Дедушка говорил: «Батлай был умен, хитер и ловок». Да это так. Он всегда восхищался им и не раз говорил и рассказывал о нем. Батлай любил охотиться. В таежной и лесостепной зоне они добывали таких крупных зверей как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, промышляли белку, рысь, соболя. Этих зверей они выслеживали, для чего важно было знать образ жизни животных, их повадки, места водопоя и звериные тропы. Батлай во время охоты на изюбря летом устраивал засады, а осенью во время брачного периода животных подзывал самцов при помощи специальных приманок, зимой преследовал по снежному насту. Добытая на охоте пушнина использовалась и для пошива одежды. Все тонкости и навыки в охоте переходили от отца к сыну. Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания моих предков. Молочные продукты употреблялись в жидком и твердом виде. Из молока готовили раг (простоквашу), айруул (сухой творог) и многое другое. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления мяса возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусовым и питательным качествам считалась конина, затем шла баранина. Когда к нам приходили гости, бабушка отваривала мясо и всегда говорила: «Голову нужно подавать самому почетному гостю, другим гостям — два нижних больших ребра, лопатки, плечевую кость и т.д.» При забое животного для угощения обязательно приготовлялась кровяная колбаса. В зимнее время особенным лакомством считалась сырая печень, арбин (конское сало). Мы стараемся соблюдать эти правила и традиции.
Традиционной религией бурят является шаманизм. В нашей родословной были знаменитые шаманы — дед Хабудай, дед Онон. Хабудай Хажеев был сыном Дорготы. У Дорготы родились сыновья Бухша, Хажа, Абга, Тыкша, Наталин, Тэншут. В Нижней Идыге есть местность Доргота, где родились и жили прапрадедушка Абга, прадедушка Амагир, дедушка Степан. Не зря Доргота выбрал эту местность под священной горой Хушун. Здесь было много травы, леса, протекала рядом река. Здесь они занимались разведением скота, охотились, рыбачили. Сын Дорготы Хабудай считал, что самое главное в шаманизме боготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов. И с помощью особых людей-шаманов можно влиять на них, чтобы обеспечить благополучие и отвратить беду. Высшим божеством считалось «Вечное синее небо», вторым по значению божеством была земля. Существенное место в бурятском шаманизме занимали небесные светила — солнце, луна, звезды. Чрезвычайно важным было почитание огня, считавшегося хранителем дома, символом чистоты и здоровья. Дед Хабудай говорил: «Окружающие реки, леса, поля и т.д. имеют своего хозяина — эжына, то есть владыку, которому при проезде данного места следовало поклониться». До сего времени эта традиция поклонения своим предкам соблюдается в нашем роду.
Счастье семьи, рода всегда связано с детьми. Моей маме Маргарите Степановне прабабушка Екатерина Алексеевна сказала: «Халуунда бууха хубуутэй болоорэ, хадамда ошоха басагатэй болоорэ!», что означает: «Имей сыновей, чтобы продолжить отцовский род, имей дочерей, чтобы замуж выдать!» Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье родителей, имеющим много детей и им оказывалось большое почтение и уважение. Остаться без потомства значило не продолжить род, не сохранить домашнего очага (родового), а этого больше всего страшился любой член общества. «Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве» — так гласит народная мудрость. Моя родословная богата сыновьями и дочерями. У моего прадедушки родились четыре сына — Егор, Филипп, Степан-мой дедушка, Михаил, две дочери — Александра и Надежда.
Мой дедушка Степан Амагирович рано осиротел и очень рано познал тяжелый крестьянский труд. Он начал работать в колхозе, когда ему было 12 лет, косил сено, пахал землю, выращивал крупно — рогатый скот, помогал матери по-домашнему хозяйству. Его мама — Екатерина Алексеевна тоже работала не покладая рук. В 1939 году она стала победительницей в Иркутском областном социалистическом соревновании среди свинарок. Получила на каждые 10 свиноматок по 20 поросят. За высокие показатели в области поднятия продуктивности животноводства была премирована швейной машинкой и стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1940 году в городе Москва. Во время войны была председателем колхоза «Улан – Туг».
После окончания Великой Отечественной войны вернулись старшие братья домой. Филипп Амагирович на войне был политруком, имел очень много боевых наград, посвятил себя военному делу, достиг звания полковника. Он жил и работал в городе Улан-Удэ заместителем начальника Локомотиво-вагоно-ремонтного завода Всесоюзного значения по жилищно-бытовым и кадровым вопросам. Он является «Почетным гражданином города Улан-Удэ». Другой брат Егор Амагирович участвовал в русско-японской войне, имеет много боевых наград. Его имя занесено в книгу Памяти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Самому младшему брату Михаилу Амагировичу за освоение целинных и залежных земель в Казахстане присвоено звание Героя Социалистического Труда. Мой дедушка был Заслуженным строителем, награжден медалью «За трудовое отличие» за строительство завода «Бурятфермаш» в Республике Бурятия.
Я рада, что есть такая Родина, родимый край, к которому еще с колыбели, с материнским молоком впиталась сыновья любовь. На малой Родине, по-бурятски называющийся «тоонто», наши предки издавна разводили очаг, ставили юрту, строили свое простое человеческое счастье. Земля, которая орошена слезами счастья и страданий многих поколений, которая всегда и во сне, и в мечтах, желанная.
Маргарита Абагаева