Перейти к содержимому

Мифическая генеалогия бурят в связи с краткой историей о подданстве в России, по преданию

Сообщаю к сведению читателей,

что это предание заимствовано из рукописи бурята Замаганова.

Священник Иоанн Сизой

Художник Зоригто Доржиев

Много существует у бурят разнообразных мифов о происхождении своего племени. Один из такого рода мифов предлагаю просвещенному вниманию читателей. Вот он: родиной кочующих инородцев как ламского, так и шаманского лжеверия считается обширная равнина Амур-Дарья, а родоначальником их — некто Барго-Батур.


Барго-Батур имел трех сыновей. Имена их: Илюта Торогут, Бурят-Гур, Хоредой-Тайжий. При своей смерти Барго-Батур дал своим сыновьям посмертное завещание такое: первому сыну остаться на своей родине Амур-Дарье; второму сыну заниматься рыболовным промыслом и жить кочевой жизнью повсеместно на востоке; третьему сыну завещал приискать себе удобное место для скотоводства и кочевой жизни. Выслушав отцовское завещание, сыновья призадумались над своею судьбою, но, однако решили, безусловно, исполнить последнюю волю отца. И вот младший из них — неженатый Хоредой-Тайжий отправился путешествовать от страны Амур-Дарьи и прибыл в Якутский край, где имеются три соединения больших озер, называемые: Сайдамто, Сахган и Нур.


Здесь Хоредой-Тайжий поселился. Летом он заметил, что на озера прилетали купаться три Тынгырея-Тайжия, т. е. небесные духи, от Хан-Хармуста Тынгерея. Однажды Хоредой-Тайжий, подкараулив их, спрятал одежду у одного Тынгерея-Тайжия, который оказался женского пола. Эта Тынгерей-Тайжа не могла без одежды улететь обратно и осталась на суше. Хоредой-Тайжий соединился браком с ней, назвавши ее Хон-Тайжа. С течением времени у них родилось семь сыновей и четыре дочери. Проживши десять лет с Хоредой-Тайжием, Хон-Тайжа стала просить у мужа приданную ей одежду (которая ранее помогала ей летать), полученную от Хан-Хармуста Тынгерея, уверяя его, что она никуда не может улететь от 11-ти своих малых детей. Эта просьба убедила мужа, и он выдал ей просимую ею одежду. Получив одежду, Хон-Тайжа надела ее на себя, и вдруг сделалась птицей, — поднялась из кибитки к Хан-Хармуста-Тынгерею, но, по прошествии давнишнего времени, она не могла найти свою родную страну и превратилась будто бы в нынешнего белого лебедя. Лишившись жены, Хоредой-Тайжий переселился из Якутска на Байкал, около соединения рек Итанцы и Уды с Селенгой, вдали от монголов. На новом местожительстве потомки Хоредой-Тайжия размножились и образовали несколько родов или поколений до завоевания Сибири русскими казаками. Когда казаки проникли за Байкал, потомки Хоредой-Тайжия сначала упорствовали, a затем сдались. Они избрали из своей среды 11 депутатов и отправили их в Москву доложить Российскому Царю о принятии их в свое подданство. Государь Алексей Михайлович выдал им подданическую грамоту. Спустя несколько лет, они снова избрали одного депутата Шойдо Болдоруева с двумя товарищами доложить Государю о своих землях, прося Царя утвердить эти земли во владении их (нынешние Верхнеудинский и Нерчинский округа). Сын Алексея Михайловича Государь Петр Великий выдал на просьбу Болдоруева владенную грамоту, в то же время записал их в нерегулярные войска, выдав 14 военных знамени. По возвращении из Петербурга, Шойдо Болдоруев назначен был главным между поколениями Хоредой-Тайжия, которых было 11 по числу отцов. Ныне они называются хоринскими инородцами, из которых образовались ведомства: Хоринское и Агинское с устройством в них контор или степных дум.


Второй сын Барго-Батура Бурят-Гур отправился приискивать себе удобную рыболовную страну. На пути он остановился на северной стороне Байкала. Здесь Бурят-Гур приобрел себе двух не родных сыновей: Булагата и Ихерета. Булагат найден был им в яме пороза (нехолощеного быка), куда, он брошен был каким-то монголом во время усобицы — войны.


Булагат, проживая у Бурят-Гура, часто ходил играть на берег Байкала. Однажды он встретил здесь двух неизвестных играющих малюток. Булагат подружился с ними и узнал, что они отлучились от родителей по случаю ночного грабежа и потеряли их. Булагат каждодневно приходил с ними играть. Раз, после игры придя домой, он сказал, что играет с двумя малютками, вследствие чего мать Булагата начала следить за ними и их играми тайно. Но вот она вздумала уловить малюток и поймала только одного, а другой, испугавшись, побежал на высокую скалу, откуда сорвался в воду и утонул. Пойманного малютку Бурят-Гур назвал Ихеретом. Проживши у Байкала 8 лет, Бурят-Гур переселился к берегам Лены, где занялся рыболовным промыслом, умножаясь год от году. Сначала здесь теснили их тунгусы, но потом примирились. По прошествии продолжительного времени на берегах Лены появились русские казаки и открыли военные действия; тогда буряты Бурят-Гур, после недолгого сопротивлении, сдались. Они поднесли свое военное знамя (привязанную на конце шеста одну черную белку) атаману; при этом они просили атамана о том, чтобы он доложил Царю о принятии их в свое подданство. Храбрый атаман немедленно послал гонца казака с докладом к Царю Ивану Васильевичу Грозному и буряты получили на подданство грамоту. Затем, по представлении атамана, утвержден был умный из бурят Онгой главным начальником между поколениями Булагата и Ихерета, а по вере их Олонго-Бордоев назначен был первым шаманом. От поколений Булагата и Ихерета образовались ведомства: Ольхонское, Верхоленское, Идинское, Аларское, Балаганское, Селенгинское, Баргузинское и Кударинское со степными думами в них.


Затем последний старший сын Барго-Батура Илюта Tоpогут остался на своей родине; о дальнейшей судьбе его рода предание умалчивает.


Вот что сохранилось в предании ленских бурят из истории о происхождении бурятской народности и о подданстве ей России.

г. Верхоленск, 25 Августа 1889 г.

Сизой И. Мифическая генеалогия бурят // Иркутские епархиальные ведомости. – 1889. — № 47 (25 ноября). – С. 1-5