Перейти к содержимому

Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов

Картина Солбона Ринчинова

Г. В. Ксенофонтов

Степанов Михаил
Басаевский улус Ользоновского хошуна Эхирит-Булагатского аймака
3 ноября 1926 г
.

Страдания бурятского шамана


Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.
Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят.
Все эти (приходящие души шаманов) мучают, бьют, режут ножом мясо, вырезают и бросают, колют в живот и требуют, чтобы я стал шаманом.
Когда колют и режут, шаман лежит полумертвый, едва слышно биение сердца, маленько душа есть, руки, лицо делаются синими. Потом понемногу оживаешь, пальцы начинают шевелиться, побольше дышишь.

Бухашеев Булгат
Булагатский хошун Эхирит-Булагатского аймака
28 октября 1926 г.

Бурятская легенда о рассечении тела шамана


Пока человек еще не стал шаманом, его душа (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых новый шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулган – собрание, сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали («мiханг отлот тогондо шанат болосо мiха, быйэрэ танжаба»).
(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!». Бабы не приходят, только одни мужики.
Когда варят мясо (шамана), посторонним нельзя входить. Мясо варят утха (духи умерших шаманов-предков).
Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха – Баруунай (из Хонггодар-Шошолок). (Утха говорит ему – «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависит от нас – утха! Согласен?» Согласился.
И дальше говорит утха: «Теперь мясо твое все обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое) мясо прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, поэтому нужно тебе свое мясо узнавать! Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»
Сварили (мясо), приложили к кости и он сделался шаманом. Шаманит, везде тащат его, везде хорошо делает, вылечивает.

Смерть родственников шамана при его становлении


В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер большой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек из своих родственников. У него своего утха не было, поэтому не должен был быть шаманом… Он силой залез, чужое утха взял… Через это его и наказали… семьдесят человек уложил и сделался шаманом.

Булагатов Буин
Ользоновский хошун, Олоевский бул.
Башилханов Багдуй
Басаевский улус Ользоновского хошуна
29 октября 1926 г.

Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новое утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать.


Степанов Михаил

Басаевский улус
3 ноября 1926 г.

Крестная поза в бурятском шаманизме


Если шаман долго не выздоравливает, то булук его (односельчане, одноулусники) все время брызгают Буха-Нойыну и всем (другим заянам – святым предкам и божествам)… (Из своих записей мне не удалось выяснить – говорит ли Степанов о первоначальной болезни призываемого к шаманству или речь идет о простой случайной болезни уже ставшего шаманом. Г.К.).
Тогда девять человек, знающих утха (шамана, т.е. имена духов, предков-шаманов), поют песни. Один (из них) держит в руках сорби (две деревянных палки-трости, атрибуты шаманского сана) и все поют про утха. В это время шаман сидит и (как только) приходит утха (нисходит, вселяется в шамана) шаман падает в обморок – «унха» (обычно при этом шаманы стремительно падают спиной на пол). (Обе) руки пластом вытянуты в сторону, тело не гнется, делается как палка.
Всегда, когда приходит утха, шаман делается деревянным и «унха». Тогда один человек поднимает за голову. Если не поднимет, то (шаман) два, три часа будет лежать. Когда встанет (на ноги), то говорит уже (утха – дух сошедшего шамана), (он как бы) в уши шепчет (а шаман машинально повторяет слова, не давая потом в них отчет). Этот обряд называется «онгонго татха» (тянуть, вызывать духа).
(Шаман плохо говорит по-русски, в некоторых местах приходилось прибегать к помощи переводчиков, к сожалению, тоже не особенно хорошо владеющих русской речью. Поэтому, чтобы не исказить смысла рассказов, я воспроизвожу свою запись без изменений, заключив свои комментарии в скобки. Г.К.)

Литература

Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов (материалы к мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии). Часть первая // Очерки по изучению Якутского края: [сборник] / Восточно-Сибирский Отдел Государственного Русского Географического О-ва, Якутская секция. Вып. 2, 1928. – Иркутск, 1928. – С. 53-55