Перейти к содержимому

Легенда о Шаманской пещере на острове Ольхон

Среди священных мест, почитаемых иркутскими бурятами, одним из самых известных является Шаманская пещера (или Пещерный мыс) на cеверо-западном берегу байкальского острова Ольхона. К ней приурочивается какой-то особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, и существуют интересные предания несколько объясняющее это исключительное к ней отношение. Самым распространенным, по крайней мере, в литературе является предание, записанное Черским. Оно связывает почитание пещеры с мнением о чудесном переселении монголов, когда-то населявших Ольхон, на другой берег Байкала и считает ее местом жительства небожителя Угутэ-ноёна.
В бытность мою летом 1902 г. на Ольхоне я воспользовался случаем побывать в знаменитой священной пещере и собрать о ней сведения. Настоящею беглой заметкой я хочу дополнить несколько то, что уже известно о ней в литературе, некоторыми новыми данными, хотя и попутно собранными, но представляющими, на мой взгляд, некоторый интерес.
Пещерный мыс находится приблизительно около средины северо-западного берега острова Ольхона, выходящего на Малое море. Ближайшее к нему селение — улус Кужирский. Буряты называют мыс Ойхонь-эхэ-бабай и боятся близко подходить к нему. При этом мужчины, как мне сообщили, еще могут приближаться на расстоянии до 50 саж. от святыни, женщины же обходят это место за целых 2 версты. Ежегодно зимою сюда, как говорят, приезжают xopинские ламы и служат в пещере свои хуралы. Приезжают к мысу для поклонения и «заморские» (забайкальские) буряты, но в саму пещеру входить не решаются.
Самый мыс, далеко выдающийся в Малое море, представляет собою высокую скалу из белого кристаллического известняка в виде двух шатровых колоколен, близко друг к другу прижатых. В скале есть расщелина, которая и чтится, как священ¬ная пещера. В ней я нашел несколько предметов ламских богослужений: буддийские иконы на полотне, подвешенные к потолку, медные чашечки (цугуцэ), курительные свечи (кужи) и т. п. Кроме этого, кругом пещеры на камнях и в самой пещере лежали медные монеты, табак, бутылка, кусок кумачу и прочие предметы, которые обыкновенно кладутся бурятами на пе¬ревалах гор, и других священных местах. Из той же пещеры несколько лет тому назад через А. В. Вознесенского были доставлены в музей деревянные фигурки, изображающие различное oружие: саблю, ружье, копье и т.п., т.е. фигурки, которые обык¬новенно, в качестве приношения, кладутся забайкальскими бурятами и их обонах. Найденное в пещере, таким образом, является несомненным доказательством религиозного почитания к этому месту не только Ольхонских бурят, но и забайкальцев, живущих далеко по ту сторону Байкала.
На мои расспросы, почему так чтится Шаманская пещера, мне удалось услышать в Кужирском улусе новую легенду, до сих пор еще не попавшую в литературу. Тем не менее, легенда эта, очевидно, очень распространена на Ольхоне. Ее рассказывали мне буряты, целою группою собравшиеся ко мне в юрту, в присутствии шамана и стариков. Рассказ велся сообща, причем те или другие подробности его тут же дебатировались или исправлялись более сведущими и сообщались мне уже в готовом виде. Та¬ким образом, содержание легенды не может быть каким-нибудь индивидуальным измышлением или плодом недоразумения, как это иногда бывает.
«В давние времена, сообщает легенда, жил в пещере и владел островом Ольхон Гэгэн-бурхан. Он. был повелителем монголов, которые тогда населяли остров. Остров понравился между тем, Хан-гут Бабаю, потомку небесных тэнгэринов, теперешнему хозяину Ольхона и он вступил в борьбу с Гэгэном. Долго тянулась борьба, и, наконец, согласи¬лись решить дело жребием. Взяли чашки, наполнили их землею и условились: у кого за ночь земля сделается красною, тому и остаться владеть Ольхоном, другому же кочевать на новое место. Легли спать: чашки были поставлены у того и другого между ног. Хан-гута Бабай проснулся раньше и увидал, что земля окрасилась в чашке у Гэгэна. Не долго думая, он переменяет чашки и ждет пробуждения своею соперника. Гэгэн, хотя и догадывался об обмане, все же таким образом при¬нужден был кочевать на новое место.
Он отдал распоряжение своим монголам навьючивать на верблюдов имущество и разбирать юрты. (В то время водились
на Oльхоне верблюды, и юрты у монголов были войлочные). Затем Гэгэн приказал всем лечь спать. За ночь монголы чудесным образом с верблюдами и всем имуществом были перенесены за Байкал. Наутро они проснулись уже на том берегу моря.
Не все, впрочем, из монголов пожелали перебираться за Байкал. Некоторые из них, двое-трое, не исполнили повеления Гэгэна, спрятавшись между камнями. Они остались жить на Ольхоне и от них-то и произошли ольхонские буряты. Таким образом, буряты ольхонские происходят от Гэгэна».
Итак, шаманская пещера потому и ужасна так, что в ней живет пришлый страшный дух Хан-гута Бабай, теперешний властелин острова.
Легенда интересна, как мне кажется, тем, что она касается вопроса о происхождении Ольховских бурят и об их соотношениях к монголам. Известно, как мало разработан этот вопрос, как и вопрос о происхождении северных бурят вообще. История их расселения по теперешней Иркутской губернии до появления русских, борьбы и взаимоотношений их к остальным народам, когда-то жившим вокруг Байкала, якутам, тунгусам, монголам, — до сих пор опирается на самые скудные данные и крайне отрывочна.
У северных бурят нет и не было письменности, китайские же и монгольские источники лишь вскользь упоминают о них. Необходимо по этому, за отсутствие других материалов, собрать хотя бы больше народных преданий бурят, касающихся их прошлого, чтобы, сопоставив их и подвергнув известной критике, все же составить себе то или иное приблизительное представление об их прошлом. Данные эти к тому же могут быть проверены и дополнены археологическими изысканиями, для которых, например, Ольхон представляет богатое и еще вовсе почти неза¬тронутое поле.
С этой точки зрения, мне кажется, и может представлять некоторый интерес записанная мною Ольховская легенда.
Между прочим, почтение, которым пользуется шаманская пещера среди Хоринских ламаистов, мне кажется, можно поста¬вить в параллель с известным в литературе преданием о первоначальном происхождении хоринцев с острова Ольхона (легенда о Хоридое). Очевидно, почтение это проявляется у них с очень древних, еще до-буддийских, времен.

Иркутск. 10 ноября 1903 г. А. Станиловский

Станиловский А. Легенда о Шаманской пещере на острове Ольхон // Известия Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского географического общества. – Иркутск. — 1903. — №2. – С.128-130.