Перейти к содержимому

Легенда о появлении «Изи Онгона»

(К истории шаманизма)

В глубокую старину, когда буряты вели пастушеский образ жизни, девушки в силу общего экономического положения, наряду с домашней работой, несли обязанность пасти скот, ибо эта профессия была гораздо легче, нежели охота, которой были заняты исключительно мужчины. Приблизительно в эту эпоху молодая девица Урьмаха, краса природы, каждый день, как только золотистые лучи солнца опускались через отверстие юрты «урхор» на лавку «орони дэрдэ», оставляла свой родной улус и уходила со стадом телят бродить по соседней степи. Раз зашла она далеко в лесную глушь, в необозримую тайгу, и заблудилась. Шла, шла через лесные дебри со стадом телят и, наконец, встретилась с тунгусом, за которого вышла замуж.

            Прошло дивно времени, как ушла Урьмаха в лес, даже забыли о ней вспоминать. В том улусе, где родилась она, появилась эпизоотия, вследствие чего падал скот, главным образом, телята и овцы. Тогда один из соседей поехал к шаманке. Шаманка, в экстазе, вещала о горемычной доле заблудившейся Урьмахи, об ее смерти и о возвращении души ее и мужа в улус. В заклинании она сказала: «Ваши телята пропадают лишь потому, что их давят души умерших Урьмахи и Онтхо (так звали мужа Урьмахи), чтобы предотвратить подобное явление, нужно в ближайшее время принести им жертву и просить помилования».

            По возвращении домой этот человек рассказал о заклинании шаманки своим сородичам, которые пригласили шаманку провести религиозную церемонию. Шаманка приехала. Она велела заколоть жирного барана и высидеть побольше тарасуна. Сама из желтой материи вырезала образ 2-х человек, пришила красной шелковой ниткой глаза и сказала, что это есть олицетворение злых духов – Урьмахи и Онтхо, и в честь Урьмахи присвоила название «Изи Онгон» (бабий идол или фетиш) и велела поместить на левой стороне юрты, ибо эта сторона юрты принадлежит женщинам.

Прежде чем поместить в означенное место «Изи Онгон», она брызнула тарасуном и жирным супом и, наконец, взявши в левую руку кусочки мяса и протянув ее «Онгону», заклинала так:

Текст:

Перевод:

«Табян, улан тугда

Тагада тулашь,

Зун улан тугда

Зуданда тулашь.

            Тагада гарлашь

            Тахема боже

            Халдагшан бололэшь,

            Зотое боже

            Халдакшан бололашь.

Алгада абя хэхэ

Адаһанда ахя хахэ

Гараһан тулда

Гаса хэхэ,

Тороһон тулда

Тобог хэхэ.

            Онтхо Урьмаха хоер сог».

«Пятьдесят красных телят

По степи ты гоняла,

Сто красных телят по тайге ты гоняла.

На степь ты вышла,

Ноги связала,

Тунгуской сделалась.

В тайгу ты ушла,

Ноги связала

Тунгуской сделалась.

Хозяйства не трогай.

Скота не уменьшай,

Родившимся телятам

Вреда не носи.

Живущим телятам

Тяжести не неси.

            Онтхо, Урьмаха, помилуйте».

           

            Так сложился женский фетиш «Изи Онгон» и с тех пор буряты стали почитать злых духов Урьмахи и Онтхо. Когда бьют скот на мясо, бабы, перед тем, как будут кушать, проделывают подобную же церемонию, только без тарасуна и супа. В случае отсутствия жены может ее заменить муж.

            «Изи Онгон» злой и слишком капризный. Делают его тогда, когда болеет мелкий скот, и в этом буряты предполагают найти благополучный исход в случае эпизоотии. После переворота прежнее значение «Изи Онгона» быстро теряется и сплошь и рядом женщины, при перекочевке, теряют его по дороге.

            Сообщила Зильбей Филиппова (58 лет),

которая не раз делала «Изи Онгон» у своих сородичей.

Улус Нагатай, 10 июля 1927 г.

Литература

Хаптаев П. Т.  Легенда о появлении «Изи Онгона». (К истории шаманизма) / П. Т. Хаптаев // Бурятоведческий сборник. – Иркутск, 1929. – Вып. 5. – С. 50–51.