Перейти к содержимому

Легенда о «дахабари». Буряты иркутского уезда

(душа умершей женщины)

В прежнее счастливое время, когда шаманы умели творить всевозможные чудеса, когда они еще при жизни своей могли сноситься с главным небесным богом Эсэгэ-Маланом и прочими духами, — в то самое время у бурят нынешней Ординской волости Иркутского уезда появился шаман по имени Маланык Хабалзаев. Он не только сносился с небесными богами, но, олицетворяя собою каждого из них в отдельности, в образе их носился всюду, как посланник неба, даруя исцеление больным и страждущим, отгоняя различных вредящих людям злых земных духов. Однажды он со своим товарищем, черным шаманом, вознесшись по обыкновению на небо и представившись Небесному Владыке, спускался на землю. На пути шаманы услышали плач ребенка, а немного спустя, заметили в воздухе женщину, несшую на руках младенца, в которой они узнали богиню моря. Далее воздух снова и сильнее огласился рыданиями многих людей, и им показалась звезда, на ней толпа народа, погребающая ребенка, последнее чадо бога звезд Солбона (Венера). Шаманы догадались, что смерть причинена ребенку богиней моря. Они предложили присутствующим вернуть душу покойника обратно в тело. Последние согласились и вместе с ними и с умершим пришли к Солбону. Объяснив хозяину, что видели на пути, и что умершего еще не трудно оживить, шаманы начали жертвоприношение от имени Солбона богине моря. Для этого они приготовили несколько котлов тарасуна, закололи барана, установили жертвенную березку и приступили к призыванию. Но все их старание ни к чему не привело: богиня не являлась, следовательно, не принимала их жертвоприношения. Тогда Маланык пришел к такому заключению: «Так как морская богиня живет внизу, в морях, а место обрядосовершения небесное, то нужно: во-первых, березку (сэргэ) установить вершиной вниз и ёдо — священный прут (jодо) — держать передним концом также вниз; во-вторых, во время призывания шаману обратиться взором всецело на землю». После этого Маланык сделал призывания, на которое богиня предстала пред ним, приняла жертвоприношение Солбона и возвратила душу ребенку. Но с этих пор на земле появились «дахабари». «Дахабари» — это души умерших женщин, тех женщин, которые провели жизнь несчастливо, были стесняемы своими близкими (выдача в замужество за нелюбимого человека, обида со стороны мужа и т. д.). После своей смерти они жалуются на притеснителей морской богине, которая дарует им право на «дахабари», чтобы они этим самым могли отплатить виновным за причиненную им обиду. «Дахабари» (существительное от глагола дахаха  — «следовать, сопутствовать») в буквальном переводе — «сопутствующее, неотвязчивое». «Дахабари» могут причинить болезнь только маленьким, приблизительно пятилетним и меньшим, детям и беременным женщинам.

Болезнь, напускаемая на человека такими «дахабари» отличается от других заболеваний. Она, по мнению бурят, выражается в различных полосках на коже. Поэтому все почти случаи эпидемических заболеваний буряты приписывают «дахабари» и прибегают к бесконечным «кырыкам» (хэрэк), т.е. умилостивительным и искупительным жертвоприношениям.

Учитель Архип Алсаханов

Литература

Алсаханов А. Легенда о «Дахабари» (Душа умершей женщины) Буряты Иркутского уезда // Живая старина: Период. изд. Отделения этнографии Имп. рус. геогр. о-ва. Год 25. 1916. Вып. 2-3.- Петроград: Типография В. Д. Смирнова, 1917.- C. 108 (058)