Перейти к содержимому

Культ огня у западных бурят-монголов


Огонь у бурят считается добрым богом и называется «Гали-эжын». Всюду и всегда, в старину когда буряты садились есть или пить, обыкновенно давали богу «Гали эжындэ» самую лучшую часть пищи, конечно, в небольшом количестве – «Иденэ дэжи галда хаяха-дуhаха». Так же, когда буряты режут скот на мясо – «шаруhан», «уса», то обычно у них принято бросать в огонь несколько кусочков мяса, сала и пр. с соответствующим заклинанием. Совершает это старший в семье и мужчина, но ни в коем случае не женщина. Пока не принесена жертва богу из поданной пищи или питья не принято начать есть или пить. По данное время многие буряты, через некоторый промежуток времени приносят жертву огню – «Гали ижендэ гал тайха» обыкновенно ягненка, взятого после убитой на мясо овцы. Относительно этой жертвы есть определённое поверие, что будто бы после приношения такой жертвы огню обязательно родится ребенок, почему буряты, у коих нет детей, сплошь и рядом совершают подобную церемонию.
Когда бросают мясо или брызгают напиток в огонь, обыкновенно принято говорить так:


«Эн хархан!
Тэнгэрин тэгше заябар
Огторгэн олон заябар,
Эсэгэ Малан баба
Сахяда убугун
Санхалин хатан
Гурбан дулер эрши хэшан
Дурбун тэнжер тулага баряшан

Хуге хун болгожи
Хулэге унган болгошан,
Нюргутые – адаhан болгожи
Нюhутые амитан болгоhон
Бурхад сог»!

По-русски будет так:
«Помилуй!
Небесного свода творец
Вселенной великой творец
Эсэгэ Малан – отец
Эха Ерен – мать
Сахядай – старик
Санхалин –царица.

Тремя костровыми камнями
Спираль вы восстановили,
Четырьмя столбами
Подпорки восстановили.
Человека человеком сделали
Жеребенка жеребенком сделали
Позвоночных – животными сделали
Сопливых – народом сделали».

Библиография
Хаптаев П.Т. Культ огня у западных бурят-монголов // Бурятоведческий сборник. Вып. 3-4.- Издание Бурят-Монгольской Секции Восточно-Сибирского Отдела Русск. Географич. О-ва.- Иркутск: Иркутск. Тип. Изд. «Власть Труда».- 1927 .- с. 65-66