Кудинские тайлаганы (По архивным материалам)
Осенью 1885-го года Иркутская уездная администрация заинтересовалась вопросом о тайлаганах, главным образом с точки зрения стоимости их устройства и расходов на тайлаганы со стороны бурятского населения Иркутского уезда. 15-го октября 1885 года Иркутский окружной исправник обратился в Кудинскую Степную Думу с предписанием доставить ему сведения о том, «в каких именно инородческих улусах или родах существует обычай устраивать тайлаганы, в какой степени часто происходит их празднование, кто преимущественно является распорядителем таких празднеств, по чьей инициативе они устраиваются, как велики бывают ежегодно сборы с каждой души на устройство тайлаганов, кто производит эти сборы, дается ли и кому именно отчет в собранных деньгах, и не носят ли эти сборы принудительного характера».
В исполнение этого предписания Кудинская Степная Дума затребовала эти сведения «по пунктам» от подведомственных ей родовых управлений Кудинского ведомства, при чем вопрос, «по чьей инициативе устраиваются тайлаганы?» Дума истолковала как равнозначущий вопросу: «что именно эти тайлаганы обозначают?», и кроме того поставила дополнительный вопрос, которого не было в предписании исправника,— «в силу какого верования они (тайлаганы) устраиваются?»
Приводимые ниже ответы родовых управлений на эту «анкету» печатаются с соблюдением стиля подлинников. При оценке этих ответов нужно иметь в виду, что по понятным причинам суммы издержек на тайлаганы показаны преуменьшенными, но это обстоятельство не лишает изложенных в ответах сведений показательного значения, и они должны быть учтены, как материал при этнографическом и экономическом изучении тайлаганов. В ответах обращает на себя внимание устанавливаемый ими факт устройства в некоторых родах на ряду с тайлаганами в честь шаманских богов особых тайлаганов 9 мая (ст. ст.) в честь «святого Николая». Эти «николаевские» тайлаганы отличались от тайлаганов в честь шаманских богов, вероятно, тем, что на первых, вместо тарасуна, употреблялась русская водка, как это можно видеть по расходам на эти тайлаганы.
Все приводимые ниже сведения, а также предписания Иркутского исправника и Кудинской Степной Думы находятся в архивном фонде Куд. Степной Думы (Бурцентрархив, фонд 115, дело «о существовании общественных тайлаганов в Кудинском инородческом ведомстве» — 1885 года).
№ 1.
1-й Абаганатский род. У инородцев Кулункунского улуса существует обычай устраивать тайлаганы с`издревля), на которые употребляются в виде жертвы по одной и более лошадей; кроме сего на некоторых из них употребляются и овцы также по одной или*) несколько штук. Обряды и разного рода богослужения происходят в течение лета от 8 до 10 раз, не более; особых распорядителей на этих тайлаганах не имеется, а производят таковые *) преимущественно из пожилых инородцев в силу шаманского верования. Сборы на эти тайлаганы в течение года бывают с двух сот восьмидесяти восьми душ от 1 руб. до 1 руб. 10 коп. с души; деньги же за покупаемый скот уплачивают сами инородцы тем лицам, у которых он берется,— осенью. Поэтому отчетности в этих деньгах никому не дается, и принудительного характера в уплате этих денег никому и никем не наносится *).
*) Так в подлиннике.
) В подлиннике вместо «или» — «и».
№ 2.
2-й Абаганатский род. 1. Тайлаганы устраиваются всеми инородцами. 2. Приношением в жертву (колотьем) на тайлаганах кобылиц и прочего названия лошадей, овец и яман (коз домашних), смотря большой иди малый тайлаган. На большом тайлагане съедается четыре головы лошадей, одна овца и один яман. На малых тайлаганах те же животные, но ямана не приносят в жертву. 3. Во всем роде, общих общественных тайлаганов летом бывает одиннадцать. 4. На тайлаганы являются все мужчины и дети обоего пола, а женщины не допускаются и вообще не бывают на молениях общественных. 5. Приношение жертв делается умершим шаманам, считающимся не умершими, а гуляющими по земле и невидимыми бурятам. 6. На больших тайлаганах празднества продолжаются до трех суток, и бывает много приезжающих—из разных родов, и делается большая попойка, колотье много овец *) по юртам для гостей и родственников. Малые тайлаганы бывают в один день во всем роде, но по разным местам, поулусно, и продолжается празднество одни сутки. 7. Сборы производятся не с каждой души, а с паев получающего мясо) на тайлаганах, и кто больше из домохозяев берет паев, тот больше платит за тайлаганы общественного расхода. 8. Отчетности о расходах по покупке скота никому не отдают, как Родовому Управлению, так и присутственным местам, считая грехом дать отчет. С каждого тайлаганского пая, получаемого домохозяином,—каждогоднего платежа до пяти рублей, а по дороговизне скота в плохие неурожайные года—несравненно более пяти рублей. 9. В тайлаганских расчетах и в получении паев, кто больше или меньше получил, не бывает между домохозяевами споров.
№ 3.
3-й Абаганатский род сообщил те же сведения, что и 1-й Абаганатский род, — с тою лишь разницей, что в начале оказано: «У инородцев 3-го Абаганатского рода существует обычай»…… и сборы на тайлаганы взимались с 643-х душ.
№ 4.
1-й Ашехабатский род. В 1-м Ашехабатском роде в трех улусах: в Xapaзapгайском, Кукунутском и Дархатском в каждом улусе устраивает(ся) по своим бурятским обычаям по тринадцати тайлаганов, то-есть моление—жертвоприношение богу, в каждый год в течении лета; в каждом тайлагане целым улусом покупает(ся) у своих бурят в долг заплатою к осени, по одной кобыле и по одной овце; еще на тайлаган приносят с каждого двора по одной посуде тарасуну; брызгают, молятся богу; по окончании молитвы тарасун пьют и мясо кобылы и овцы делят по дворам и едят; распоряжаются сами по всеобщему согласию по шаманскому вероисповеданию. Каждый тайлаган празднуют в один день, обор (на) тайлаганы (и) расход делятся при всех собрании к осени в ноябре месяце каждого года по окончании тайлаганов— по дворам; уплачивает каждый двор по 4 рубля в год; расчет, этот кончится при этом собрании и уплачивают деньги друг другу в то же время; сборы производят сами между собой, потому что скот и тарасун все свое. Кроме мяса и тарсуна на тайлаганах ничего не употреблялось.
№ 5.
2-й Ашехабатский род. В здешнем роде состоит три улуса, и в каждом устраиваются летом по издревле существующему обычаю тайлаганы,— как-то: Хандатском до 13, Кукунутском до 13 и Голоустинском до 12 раз; в степени мольбища производящих и празднества распорядителей на оных никаких не бывает, и обозначают молебствием, в силу шаманского вероисповедания; сборы бывают неровенсовыя ) от 20 и 30 коп. с каждой души взрослых и присутствующих на тайлаганах; сборы по сему производят между собою по-десяточно в течение года, и отчетности о этих сборах никому не даются; характера принудительного нет, и так кончается между ними как бы дружбою в отношении религии и обычая. № 6. 1-ый Бабаевский род. В течение лета бывает 7 тайлаганов, или религиозных общественных обрядов, — из которых на четыре тайлагана колется 8-м овец, и каждый такой тайлаган стоит 12 рублей, а на остальные три убивается или приносится в жертву 3 лошади, и каждый из оных стоит 35 рублей. Во время совершения тайлаганов молебствие делается целым обществом без участия шамана, потому что такой шаман во время тайлагана считается наравне с прочими простыми инородцами, не имеет никакого влияния; словом, что в это время нет руководителя. Тайлаганы эти делаются в честь трем онгонам) или, по-бурятски, бурханам, а именно Бухун-Ноин-Бабай, Ойхын-Бабай и Бухын-Ногон, а один из таковых делается в честь истинно святому Николаю 9-го мая. Что же касается израсходованных денег на означенные тайлаганы, то таковые собираются между собою обществом—поулусно, без участия родового старосты, и улусных старшин.
№ 7.
2-й Бабаевский род. Во 2-м Бабаевском роде состоит 8 улусов, поулусно делается до 5-ти тайлаганов, а именно: 1) «Хулун», называемый Ординское озеро 2) «Гурбыл»— каменный бурхан, 3) «Бухай-Хугун», 4) «Далай-Сохи-Бабай»—озеро Байкал, 5) «Буха-Ноин-Бабай»—Уральской горы, с пожертвованием по одной лошади**) и овцами по распоряжению самим обществом, и сбор расчет по сему предмету никому не делается, производится между собою, принуждений же для устройства тайлаганов и сбора ни от кого не произносится стеснением ***).
№ 8.
3-й Бабаевский род. У инородцев 3-го Бабаевского рода устраиваются из древних лет общественные тайлаганы— 12-ть, на которые употребляются в виде жертвы по одной и более лошади; кроме сего на некоторых из них употребляются и овцы, также по одной и несколько штук. Обряды и разного рода богослужения происходят в течение лета от 6-ти до 10 раз, не более; особых распорядителей на этих тайлаганах не имеется, а производят таковые преимущественно из пожилых инородцев в силу шаманского верования. Сборы на эти тайлаганы в течение года бывают с трех сот двадцати семи душ по 1 руб. до 10 коп. (с души), и таковые деньги получают сами владетели скота, y которых он куплен обществом.
№ 9.
4-й Бабаевский род сообщил те же сведения что и 2-й Бабаевский с той лишь разницей, что в начале говорится: «Во -2-м Бабаевском роде состоит»… и в конце: «расчет сбор по сему предмету никому не дается, производится между собою».
№ 10.
Курумчинский род. Обычай инородцев устраивать тайлаганы в течение летнего времени бывает 9 раз, на которых никаких распорядителей не бывает, а покупаются лошади и овцы с общего согласия всех домохозяев улуса, и следуемая их них сумма уплачивается по раскладке, каковой и приходится считать с души по 2 руб., и особого сборщика на этот предмет не назначается, и отчетности никому не дается, так как каждый домохозяин следуемые с него деньги за купленные для тайлагана лошади или овцы уплачивают сам свою часть тому, у кого было куплено. Тайлаганы эти устраиваются в виде богомолебствия по обычаю шаманской веры, на которых бывают все домохозяева улуса со своим семейством, и никаких принудительных сборов на эти тайлаганы не существует.
*) Так в подлиннике.
**) В подлин.— «коней».
***) Так в подлиннике.
№ 11.
1-й Харанутский род (Идыгеевский улус). 1) По предложению стариков, старших домохозяев в улусе собирается общество с начала весны и назначает как число, тайлаганов, так равно же и число лошадей, овец и яманов, предназначенных на каждый из этих тайлаганов для принесения жертвы богам. 2) Распорядителями на тайлаганах бывают сами домохозяева обязательно каждый от своего семейства. 3) Тайлаганы обозначают молебствия шаманистов, на которых они просят своих белых и черных богов, т.е. богов добра и зла, или света и тьмы,—удалить от них все бедствия и удовлетворить их во всех желаниях каждого. 4) В настоящем году в одном Идыгеевском улусе было назначено 13 тайлаганов, на которые куплено от богатых инородцев 9 лошадей и уплачено продавцам 388 руб. сер., 18 овец по 8 руб. сер. за каждую, 144 р. сер. и 3 ямана по 3 руб. сер.—9 руб., а всего 541 руб. сер. 5) Мясо с убитого скота на каждом тайлагане, делится на паи и разбирается домохозяевами по желанию каждого, т.е. весною при первом тайлагане каждый домохозяин объявляет, сколько он желает получить паев мяса, и потом уже получает объявленное им количество паев на каждом тайлагане в течение целого года; так что в Идыгеевском улусе на 39 домохозяев мясо делилось на каждом тайлагане на 130 паев,—каковые и были разобраны домохозяевами. 6) Деньги же, следуемые за эти паи, полученные домохозяевами на тайлаганах, собирают сами торговцы скотом по числу полученных паев, так что имеющий одну и две ревизских душ получал по 6 и 8-ми паев; а имеющий 5, 6 и 7 душ получал по одному,— и даже половине пая мяса, соображаясь о силою своего кармана. 7) Принудительного характера при собрании продавцами с общества денег за съеденный скот на тайлаганах не существует. Если же случится, что неимущий домохозяин в течение одного или двух лет не в состоянии уплатить продавцу следуемых с него за тайлаганы денег,—то выдается от себя подписку в получении от него продавца заимообразно наличных денег на следуемую с него сумму,—конечно, с причислением к оной инородческого процента; и подписка эта формальным порядком,—по закону, представляется продавцом ко взысканию и 8) отчетность в деньгах, уплачиваемых обществом торговцам скота, не отдается никому, так как расходы эти происходят по желанию и доброй воле каждого домохозяина.
№ 12.
2-й Харанутский род. 1) Общество 2-го Харанутского рода, при производстве тайлаганов разделается на две половины по улусам, а именно улусы: Балтохуровский, Багатуровский и Бумолаевский, общество которых принадлежит ко всем производимым ими тайлаганам и понесенным на оныя расходами отдельно, а 1 и 2 Балтаевские улусы отдельно. 2) Назначение числа тайлаганов происходит от всего общества—обоих половин—в начале весны, и тогда по согласию каждого домохозяина разделяются паи мяса, кто и сколько в течение лета желает получить на каждом тайлагане паев, и назначается число штук скота, предназначенного на каждый тайлаган, и согласно получаемых паев раскладывается на оные число денег, причитающееся с каждого домохозяина за получаемые им паи мяса в течение лета. 3) Распорядителями на тайлаганах должны быть обязательно сами домохозяева, как старшие в своем семействе. 4) Тайлатаны обозначают их молебствия, на которых буряты, в силу шаманского (идоло-поклонного) верования, просят своих белых и черных богов, т. е. богов добра и зла, об удовлетворенин их во всех желаниях и об удалении от них всех бедствий. 5) В течение сего лета в обоих половинах разделенного общества было по 15-ти тайлаганов, а именно: в первой половине—трех сказанных улусов—было устроено в честь шаманских богов 13 тайлаганов, на которые куплено 17 лошадей, за коих уплачено продавцам (богатым своим инородцам)—650 рубл. сер:, и 21 штука овец по 8 рубл. сер. за каждую — 168 р. с., и в честь св. Николая угодника— 2 тайлаганана, на которые куплено 10 овей по 8 рубл. с.— 80 руб. сер. и 4 ведра вина по 5 руб. сер.— 20 руб. сер. Итого расхода в 1-й половине 918 рубл. сер.
Во 2-й же половине общества—двух последних улусов — тоже в часть шаманства было 13 тайлаганов, на которые куплено 10 лошадей и уплачено за них 450 р. с. и 9 овец по 8 рубл. сер. 72 р. с. и 1 яман 5 р. с. и кроме того св. Николаю 2 тайлагана, на которые убито 6 овец по 8 рубл.— 48 р. с. и 3 ведра вина 5 руб.— 15 руб. Итого во второй половине общества расходы в течении целого лета— 590 р. с. А всего с целого рода—1508 р. с. 6) Деньги за съеденный скот на тайлаганах—собирают с домохозяев продавцы оного в конце года по числу полученных им паев мяса; паи эти делятся не по душам, — а по желанию каждого домохозяина, так что имеющий 1 или 2 души равизских получает 5, 6, и 7 паев, смотря по силе своего кармана, а имеющий 5, 6, и 7 душ может получать только один и даже полпая, т. е. согласно его желания. 7) Отчетность в уплачиваемых обществом продавцам деньгах не отдается никому и не подлежит ничьей контроли, так как расходы эти происходят по желанию каждого домохозяина. 8) Принудительного же характера при собрании продавцами с общества причитающихся с них денег не существует.
№ 13.
3-ий Харанутский род. 1) Так называемые тайлаганы ежегодно в летнее время страиваются всеми вообще инородцами 3-го Харанутского рода в восьми улусах с давнего времени, 13 раз в год, в каждом улусе отдельно. 2) Особого распорядителя на празднествах во время тайлаганов не назначается и не избирается, и весь о том обряд устанавливается и совершается по предварительному соглашению между всеми обществами, участвующими на тайлагане. 3) Все эти тайлаганы устанавливаются в силу шаманского верования, имеют следующее значение, что они за принесенные так называемые жертвы, т. е. лошадей и баранов, ожидают награды свыше, надеются на хороший урожай, сохранность скота, здоровье и благополучие для всего общества и своего семейства и так далее. На каждом тайлагане требуется одна лошадь или трех и четырех овец, которые покупают с общего всех согласия по существующим ценам, каковые расходы в течение дета положительно определить невозможно, потому что они определяют между собою неравномерно, зажиточные буряты празднуют значительно больше, бедные же соразмерно по своему состоянию, но во всяком случае (расход) не превышает с каждого домохозяина или с семейства 15 р. Расход этот никому особенно не поручается и приходорасходчика по сему предмету не назначается, а производит каждый хозяин, продавший лошадь и баранов на тайлаганы, сами лично. Вообще сборы, производимые на тайлаганы,—добровольные и не имеют ни малейшего принудительного характера.
№ 14.
4-й Харанутский род сообщил те же сведения, что и 2-й харанутский род с тем различием, что 4-й Харанутский род по устройству тайлаганов разделяется на три группы по улусам, а именно Болунунхейский, Бохолдаевский и Табуевский.
В течение лета в первом из трех этих улусов было устроено тайлаганов в честь шаманских богов 13 тайлаганов, на которые куплено 13 лошадей, за коих уплачено продавцам (богатым инородцам своим)— 585 рублей, 10 штук овец по 8 рублей за каждую—80 руб., и в честь св. Николая угодника 2 тайлагана, на которые куплено 13 овец по 8 руб.— 104 руб. и 4 ведра вина по 5 руб.— 20 руб., итого расхода в 1-й половине 789 pуб.—Во втором—Бохолдаевском улусе в честь шаманских богов до 13 тайлаганов, на которые куплено 10 лошадей и уплачено за них 450 руб., 2 овцы по 8 рублей и один яман 5 руб. и кроме того—св. Николаю—2 тайлагана, на котором убито 3 овцы по 8 руб.— 24 рубля, 2 ведра вина по 5 руб.— 10 руб., итого расход во втором улусе 497 руб. В 3-ем улусе в честь шаманских богов было 13 тайлаганов на которые куплено 7 лошадей и уплачено за них 270 руб., 15 овец по 8 руб.—120 руб. и один яман— 5 руб., и кроме того—св. Николаю 2 тайлагана, на которые убито 6 овец по 8 руб.— 48 руб. и 3 ведра вина по 5 руб.— 15 руб., итого в третьем улусе pacход в течение лета—458 руб., а всего—целого рода 1744 руб.
В. П. Гирченко
Гирченко В.П. Кудинские тайлаганы (по архивным материалам) // Бурятиеведение. – 1927. — № 3-4. – С. 73-78.