Перейти к содержимому

Кожевенное кустарное производство у северных бурят

Выделка овчин у Унгинских и Аларских[1] бурят

Выделка кожи производится разными приемами и способами, смотря какую кожу и для какой цели приготовляют. Историю способа выделки кож трудно проследить, но можно предполагать, что она практикуется издавна, ибо наши деды и прадеды вели исключительно скотоводческое хозяйство и одежду делали из той же выделанной кожи. Можно предполагать, что современная выделка кожи, как овечьей, так и скотской, является более упрощенной и усовершенствованной. Доказательство тому – частичное улучшение техники выделки. В настоящее время буряты выделывают любую кожу внутри своего хозяйства.

Способ выделки овчин между Аларскими и Унгинскими бурятами почти не имеет разницы. Это видно из собранных материалов мною и Р. С. Мэрдыгеевым. Отсюда можно предполагать, что и в других западных аймаках таким же способом производится выделка овчин.

Обычно выделка овчин у Унгинских и Аларских бурят производится летом во время сенокоса и осенью. Этим делом занимаются женщины, работая летом во время сенокоса и попутно занимаясь домашними работами. Женщины, не успевшие докончить выделки овчин в летниках или совсем не занимавшиеся этим делом, работают над нею осенью. Женщины из хозяйств более зажиточных или средних, не имеющие лишних рабочих рук, отдают свои овчины для выделки более нуждающимся женщинам из бедняцких хозяйств, которые каждый год выделкой овчин зарабатывают себе деньги или получают овчины за труды. Им платят от 80 коп. до 1 руб. за овчину, смотря по величине выделываемых овчин. Некоторые буряты (это было раньше у Унгинских бурят) дают на выделку с таким условием, чтобы из трех выделываемых овчин вернуть владельцу две, а одну взять за труды.

Овец режут на мясо во всякое время года, но большею частью летом и осенью, когда у них бывает более устойчивая хорошая шерсть. Такие овчины буряты называют хөөрбөө, т.е. первосортная овчина. Овчины подразделяются по своему качеству на следующие категории: шкурки павших ягнят сразу после рождения считают самыми ценными и называют «сага» — белые шнурки, а черные — «хара». После выделки такие шнурки идут на шапки, на воротник и т.д. Ягнят, родившихся весною или летом, называют «хынза хурьган», а шкурку их – «хухурга». Такие шкурки идут на полушубки, на одеяла для гостей, на унты, на шапки и т. д. Шкуры овец, битых осенью или зимою, называют «ныхэ», т. е. длинношерстные овчины. Такие шкуры после выделки идут на зимние шубы, унты и одеяла. Шкуры же овец, битых летом, называют «хурбо». Такие овчины идут на весенние, осенние унты, на рукавицы и т. д.

Сразу после побойки парную, сырую шкуру сушат. Если побойка произведена летом или осенью, то для просушки вешают дня на два или на три на шестах под сараем бахтармой наружу, повыше, чтобы собаки не доставали. Если не приступают к выделке, то подсохшие шкуры продолжают висеть под сараем в течение нескольких дней или где-нибудь в прохладном помещении до тех пор, пока не приступят к их выделке. При сушке их, очень аккуратно расправляя лапки и складки, вставляют туда палочки-растопырки. По истечении двух или трех дней подсохшую шкуру снимают с шеста и подвергают первоначально смазке тестом (болтушка), приготовленным из воды и ржаной муки. Такая предварительная работа ведется у Аларских бурят. Унгинские буряты высохшую шкуру сперва размачивают «арсой» (полужидкий молочный продукт, полученный после выгонки тарасуна). Иногда разравнивают сметаной, чтобы высохшая шкура-овчина становилась более мягкой для дальнейшей выделки. После чего завертывают овчину шерстью наружу и оставляют в теплом помещении (в юрте или в избе) в течение одних суток. На другой день, вывернув овчину шерстью наружу, а смазанную часть вовнутрь, привязывают с двух сторон, у головы и хвоста, две небольшие палочки, длиною приблизительно поларшина. Затем овчину одним концом палочки задевают за «тэк», заколоченный гвоздями в стену, а за другую тянут к себе руками. При этом каждый раз, притягивая к себе овчину, попеременно вертят ее то в ту, то в другую сторону. При таком вытягивании овчина постепенно размягчается и разминается. Эта работа продолжается в течение трех или четырех дней.

Каждый день на ночь оставляют овчину в завернутом виде у «тэкя». Затем каждый день вечером овчину мнут руками, чтобы освободить ее от полужидких веществ, арсы или теста, и удалить верхнюю часть кожи, так называемую «халяһан» — кожицу. И вечером овчину снова подвергают смазке сметаной. Сметаны требуется около одного фунта на одну овчину. Обыкновенно днем мнут и разминают при помощи палочек несколько овчин — семь и восемь штук. В дальнейшем, после второй смазки, вторично продолжают разминать и вытягивать овчину к себе за одну палочку в течение трех дней. После трех дней вечером, развертывая закруток, скребут овчину особым скребком — «хэдэргэ». Это практикуется у Аларских бурят следующим образом: каждый вечер после дневной работы, женщина, сидя на полу, берет один конец овчины и задевает его между ступнями, а другой конец приходится к животу. Затем обеими руками берет скребок и скребет им по овчине к себе, поправляя при этом овчину, чтобы не осталось не скребленой части. Таким путем отделяется и выбрасывается оставшаяся верхняя кожица — «халяһан».

Унгинские буряты, кроме этого, применяют еще другой способ. Один конец овчины привязывается веревкой к гвоздю, вбитому высоко в стену или матице юрты или избы. Работница берет скребок, «хэдэргэ», в правую руку, а ременную петлю скребка надевает на ступню правой ноги. Придерживая овчину левой рукой, сильно натягивает ее, ведя отрогом скребка по овчине вверх и вниз. Таким путем оскобленная овчина постепенно освобождается от кожицы и других ненужных веществ и размягчается. Затем овчину моют арсой, чтобы удалить кожицу, подкожную клетчатку и придать овчине более белый цвет. Потом два дня сушат на солнце как с внутренней стороны, так и шерстной, так как моют обе стороны овчины. В день моют столько овчин, сколько приготовлено к выделке. После просушки, на третий день берут телячий кал, смешивают его с молоком и в таком полужидком виде опять размягчают овчину. Когда овчина становится мягкой, то ее в течение дня скребут скребком и снова сушат на солнце где-нибудь на шестах.

 Вечером того же дня овчину развертывают и мажут тестом, приготовленным из пшеничной муки и молока. На ночь овчину завертывают и оставляют в этом же помещении до утра. На другой день снова скребут. Так продолжается в течение трех дней. После этого овчина имеет белый цвет и окончательно выделана. На выделку овчин вообще тратится тринадцать дней, иногда четырнадцать; это зависит от старания и умелого обращения работающей женщины.

Обычно в течение этих дней выделывают восемь, девять, иногда десять штук овчин.

Литература

 Улаханов, Г. А. Кожевенное кустарное производство у северных бурят / Г. А. Улаханов // Бурятоведческий сборник. – Иркутск, 1927. – Вып. 3–4. – С. 34–36.

[1] Материалы по выделке овчин у Аларских бурят собраны Р.С. Мэрдыгеевым.