Перейти к содержимому

Изучение Эхирит-Булагатского аймака

Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета

На днях в Иркутск возвратился археолог П. П. Хороших, командированный Ирк. Гос. Научным Музеем в пределы Приленского края для археологических и этнографических исследований, в сопровождении двух практикантов Арембовского и Самойлович.
Результатом поездки явилось собрание большого количества материала, освещающего, с одной стороны, темные вопросы доисторического прошлого и с другой — быт современных насельников далекого Верхоленья.
П. П. Хороших открыт в долинах рек Лены, Куды, Манзурки, Мурино, Анги ряд новых стоянок доисторического человека, относящихся к каменному и железному векам.
По-прежнему, мы встречаем здесь «смешанные стоянки», где вместе в выдувах песков перемешаны предметы, несомненно, железной эпохи с предметами, условно выражаясь, неолитической. И хотя в некоторых случаях приходилось наблюдать два культурных слоя с находками типа железной и отдельно типа неолитической культур, все же повсеместное нахождение таких «сметанных стоянок» наводит па мысль о существовании смешанных культур, где наряду с железом имел самое широкое применение и камень. Для разрешения этой задачи и для выделения типов культур, поэтому требуется раскопка большего количества нетронутых культурных слоев, в особенности же курганов и могильников. В этом отношении многого исследователю сделать не пришлось. Раскопка кургана у г. Верхоленска не дала значительных результатов, потому что курган оказался разграбленным. Более важное значение имеет находка погребения у с. Качуга. Эго погребение было раскопано силами учащихся.
Костяк был заложен под тройным слоем каменных плит и засыпан землей. При костяке лежали немногочисленные каменные орудия, из которых обращает внимание плоская бусина из белого нефрита. Данное погребение можно поставить в параллель с найденным аналогичным погребением В. И. Подгорбунским у гор. Иркутска и некоторыми чертами похоронного ритуала погребений в Глазковском некрополе (каменные плиты у головы костяка).
На стоянках и из раскопок выкопаны нефритовые топоры, кельты, скребки, каменные и железные стрелы и богатое количество обломков глиняной посуды. Любопытны стрелы с железными раздвоенными наконечниками. Все стоянки обмерены, описаны и сфотографированы.
Так же П. П. Хороших были исследованы и обмерены городища со следами валов и рвов в долине р. Куды, а в одном были произведены пробные раскопки. Городища эти, по-видимому, типа «мольбищ» и лишь немногие представляют настоящие укрепления.
В долине той же реки Куды осмотрены пещеры, причем при осмотре пещеры в местн. Алан исследователь чуть не погиб при обвале потолка. В пещерах встречаются кости животных, но следов человека незаметно.
Большой интерес представляют вновь найденные П. П. Хороших писаницы (зурэк) в различных местах Эхирит-Булагатского аймака (на горе Байтаг, Укыр, Манхай, Улан, Булук). Наиболее важна писаница на горе Байтаг в верховьях р. Куды. Она изображает облаву на коз (зэгэтэ-аба) всадников, вооруженных луками и дротиками, сбоку изображены запряженные быки. Некоторые соображения заставляют меня отнести эти изображения к средней поре железного века, в Прибайкалье, к культуре т. наз. «курумчинских кузнецов» предков теперешних якутов. Со всех писаниц сняты в натуральную величину копии посредством эстампажа.
Этнографические исследования выразились в следующем, сделано более ста зарисовок бурятского орнамента (резьба по дереву на ящиках — «сэйтэ сундэк», резьба на ящиках с ножками—«абдрэ», вышивание на стар. бур. костюмах—«дэгэлэй», рукавицах, унтах, кошельках и др. принадлежностях дом. обихода). Сделано большое количество зарисовок и фотографий бурятских построек и предметов материальной культуры. Собрано большое количество бурятских детских рисунков. Собранный материал дает возможность П. П. Хороших продолжить опубликование уже изданных им работ по детскому рисунку туземных племен, а так же изобразительному искусству бурят.
Кроме того собран фольклорный материал П. П. Хороших удалось попасть на ночное жертвоприношение шаманистов—«тайлага» на священной горе Байтаг, где было принесено в жертву 30 лошадей и 45 баранов. Насколько нам известно, ночные тайлаганы еще не описаны в литературе. Интерес повышается тем, что по уверению молодежи эти жертвоприношения она больше не допустит. Кстати П. П. Хороших собран значительный материал по внедрению нового быта в улусе, о взаимоотношениях стариков с молодежью, шаманизма с ламаизмом.
Что касается русского населения Эхирит-Булагатского аймака Верхоленского уезда, то П. П. Хороших произведен обмер, фотографирование и зарисовка памятников старинного русского деревянного зодчества, а так же взяты на учет предметы старины и искусства.
Нельзя не приветствовать того, что исследователь не замкнулся в тесные рамки научной работы, но попутно проделал большую культурно-просветительную работу. В различных местах Эхирит-Булагатского аймака, в большинство в захолустных улусах было прочитано 28 лекций на темы о происхождении человека и о жизни человека в каменную и металлическую эпохи. Все лекции сопровождались световыми картинами (фонарь и диапозитивы были докладчика). В бурятских улусах лекции переводились на бурятский язык, причем переводчиками были в большинстве ученики школ II ступени, студенты и секретари булуков, сельсоветов и проч. Население, зачастую впервые видевшее световые картины, отнеслось с большим интересом и сочувствием к лекциям. Приходилось иногда читать по нескольку раз в день— утром, например комсомольцам и пионерам, а вечером взрослым. Лекции читалась и в избах-читальнях и в юртах, причем отверстия затыкались, или же ночью в сараях. Между лектором и аудиторией устанавливалось живое общение, немало давшее ценных результатов для исследователя и, с другой стороны, само население приучалось сознательно относиться к памятникам старины и быта, рассеянным вокруг в большом количестве.
На обратном пути в с. Усть-Орда П. П. Хороших была устроена отчетная выставка и прочитан доклад о результатах исследований и о том, как вести сбор краеведческого материала силами школ.
Остается в заключение прибавить, что П. П. Хороших попутно были собраны сведения и образцы местных полезных ископаемых: железной руды, точильного камня, белой глины, полевого шпата, мрамора, охры, графита и проч. Собраны сведения о наличии в Эхирит-Булагатском аймаке нефти, серебро-свинцовых руд и соляных озер.

В.И.С.

Изучение Эхирит-Булагатского аймака // Жизнь Бурятии. – 1927. – № 4-6. — С. 131-132.