Перейти к содержимому

Из Иркутска в Тункинский край

Зорикто Доржиев

(из дорожных впечатлений)

Мы, русские, в большинстве почти не знаем бурят и их жизни, а между тем, они заслуживают гуманного, внимательного и вдумчивого к ним отношения. Загляните в их избы и юрты, и пред вами откроется своеобразный, неведомый вам мир религиозных и иных воззрений, обычаев, верований, преданий и легенд, от которых веет седой стариной…

…А теперь, очутившись среди инородцев, заходя в их восьми-шестиугольные юрты, дружески беседуя с ними о том, о сем, я поведу читателя вместе с собой под мирный кров бурятской юрты.

И так, если вы войдете в юрту даже среднего достатка инородца, и если скуластая хозяйка любит чистоту и порядок, то такая юрта произведет приятное впечатление уютности и даже изящества. После томительной, июльской жары при входе в юрту вас охватит приятная прохлада, особенно если крыша юрты обложена дерном, а глаз после ярких солнечных лучей начинает отдыхать в ровном, матовом свете, льющемся через дверь, и через широкое дымовое отверстие в крыше. Яркие, ситцевые полога, отделяющие постели, расписные сундуки, стоящие вдоль стен, с нагроможденными на них рядами овчинных одеял, покрытых узорчатыми ситцами, подушки в пестрых наволочках, — все это придает веселый, жизнерадостный колорит этому жилищу. А если к этому добавить этажерки-полки на женской половине с рядами хорошо вымытой посуды и низенькими, плоскими кадками с молочными продуктами, сверкающий медью самовар, да расписной шкафчик с бурханами (изображения ламаистских божеств), то, право, вся обстановка юрты с ее конусообразной крышей носит отпечаток какой-то художественной оригинальности.

Посредине юрты на очаге в чугунной чаше, поставленной на камни, варится кирпичный чай. Легкий, синеватый дымок струится через отверстие в крыше. Приветливая хозяйка хлопочет то около котла, то около полок с посудой. Черноглазые ребятишки, скуластые, с косым разрезом глаз, тут же трутся около матери, с любопытством рассматривая русского гостя. Тишина. Через дымовое отверстие то и дело влетает осторожная ласточка, чтобы покормить своих деток, сидящих в гнезде, прилепленном под крышей, тогда птенчики шумливо щебечут, широко раскрывая свои рты. Опять наступает тишина… Откуда то доносится блеяние овец… Через открытую дверь виднеется зеленая трава, купающаяся в лучах солнца. Вся эта инородческая пастораль навевает на вас чувство удивительного умиротворения. Не хочется ни драться, ни думать, и вы погружаетесь в благодушное спокойствие…

Приятное спокойствие нарушает гостеприимная хозяйка, угощая вареным кирпичным чаем с «куршей» и любимым кушаньем бурят «саламатом». Если вы не пили кирпичный чай и не кушали саламат, то советую попробовать.

Кирпичный чай обращается в торговле в виде плоских плотно спрессованных плиток, длиною 5-6 вершков, ширина 3-4 вершка, при толщине в полвершка или немного больше.

Ножом или топором от кирпича отделяют нужную порцию чая, размельчают его, а затем всыпают в кипящую воду. Когда чай несколько раз прокипятится, в него вливают вареное молоко, кладут немного соли и напиток готов. А если кто любит, то в приготовленный таким образом чай прибавляют «куршу», т.е. толченный и поджаренный в масле ячмень. Непривычному человеку такой суп-чай, пожалуй, не понравится, но кто вошел во вкус, тот с удовольствием этот питательный напиток. Саламат (шанаhан зоохэй) – это довольно вкусное блюдо и готовится следующим образом: в мытый котел наливают ковш, или более сметаны. Когда сметана распустится и закипит, тогда постепенно начинают в нее добавлять муку и быстро смешивать со сметаной. Получается густое тесто, в которое вливают немного воды, и затем еще раз кипятят. После того, как на поверхности кипящей тестообразной массы появится масло, выделившееся из сметаны, саламат готов. Я не без удовольствия попробовал это блюдо, но мне больше понравилась «урмэ» — сушеная пенка, получаемая путем подогревания и отстаивания молока, но отнюдь не кипячения. Это нежный и вкусный молочный продукт играет скорее род лакомства, а не кушанья.

В прежние времена иркутские буряты зиму и лето жили в таких юртах. Обычный, наиболее встречающийся тип юрты, — это восьмиугольная деревянная постройка из полубревен с конической крышей, покоящейся на четырех столбах. Посредине юрты между столбами – очаг, а над ним большое, четырехугольное отверстие для дыма. Печей никогда не бывает. На ночь и в непогоду дымовое отверстие закрывается ставнем. Входная дверь всегда с юга. Летом это превосходное жилье – хорошо вентилируемое, прохладное и вместительное. У зажиточных инородцев юрты в диаметре бывают 3-4 сажени, при высоте до пяти аршин посредине. В таких юртах живут с большим комфортом. Направо, ближе к входу, нечто вроде кухни. Тут около стены устроены ряды полок, на которых стоит посуда, кадки с молоком и проч. Далее, за двумя занавесками, протянутыми под прямым углом между столбом и стенами юрты, находится спальня с кроватью. Вообще вся правая сторона юрты считается женской половиной. Направо устраивается вроде приемной, где стоят сундуки, стулья, один или два деревянных диванчика со столом перед ними. Против входа, вдоль северной стены, находится самое почетное место «хоймор», где у буддистов размещены шкафчики с бурханами. Около юрты, в противоположность «зимнику», не видно никаких хозяйственных построек. Во дворе, да и то не часто, находится навес, да несколько загонов для скота на ночь.

Одной своеобразной особенностью «летника» является артельная печь для печения хлеба. С развитием земледелия буряты привыкли к хлебу и стали его печь. В зимниках для этого у них есть русские печи в избах, а в юртах летников вообще печей не имеется. И вот, чтобы не ездить для печения хлеба в зимники, которые часто бывают удалены за десятки верст от летников, буряты в летниках где-нибудь на дворе устраивают глинобитную печь для печения хлеба и покрывают ее навесом от дождя. Обыкновенно строится одна печь на несколько юрт, и ей пользуются по очереди. Напечет хлеба одна хозяйка, ее заменяет другая. У некоторых зажиточных бурят имеется своя уличная печь и ею пользуется лишь одно семейство… 

Литература

Даурский Д. Из Иркутска в Тункинский край. [Из дорожных впечатлений]  // Сибирь.- 1909.- 24 сентября.- № 216.- С.2