Из бурятских народных сказаний
1. Предание о происхождении семи чернорудских бурятских родов. Около того места, где впоследствии возник г. Иркутск, жила вдова бурятка, у которой было два сына: Хындылгыр и новорожденный, названный впоследствии Чоно. Будучи очень бедной и не имея возможности прокормить двоих детей, она новорожденного отнесла в лес и положила в волчью нору к волчатам. Прошло несколько лет. Старший сын бурятки, охотясь в лесу, встретил в волчьей стае мальчика, который убежал вместе с волками. Хындылгыр рассказал об этой встрече своей матери, которая открылась ему, рассказав, что встреченный им мальчик его брат, которого она младенцем отнесла в лес в волчью нору и которого волчица выкормила с волчатами и просила как-нибудь его поймать. Хындылгыр несколько раз ездил в лес и, наконец, поймал брата, привез его домой и назвал его Чоно, т.е. волк. Когда Чоно вырос, то отделился от брата и переселился на Лену. От его семи сыновей произошли семь чернорудских родов, правильнее чонорудских. В Ангинском ведомстве находятся 2, 4 и 5 роды.
2. Предание о гибели мамонта. В старину на земле жил огромный зверь мамонт. Он был до того велик и тяжел, что когда шел, то оставлял в земле большие углубления. По тем тропам, где он обыкновенно ходил, теперь текут реки Лена и Киренга. Во время потопа, когда вся земля была покрыта водой, мамонт ходил в воде, которая покрывала его тело, над водой возвышалась лишь одна голова. Все деревья до вершин были в воде, и птицам негде было отдохнуть, и они для отдыха садились ему наголову. Он махал головой и тем их сгонял но они, полетав, опять садились ему на голову и ему приходилось беспрестанно махать головой, чтобы избавиться от них и в конце концов он до того измучился, что погрузился в воду и утонул. С тех пор на земле не стало мамонта.
3. Отчего бывает гроза. Ухудылу иногда приходит фантазия подразнить Бурхана и он начинает перед ним кривляться, высовывать язык, показывать кукишки. Разгневанный бог и начинает гоняться за ним и метать в него огненные стрелы — от этого и бывают молния и гром. Чтобы скрыться от разгневанного брата, ухудыл прячется куда попало: в юрту, в человека, в скотину и тогда огненная стрела поражает тот предмет, куда он спрятался: в юрте, разбитой грозой, буряты уже не живут и оставляют ее гнить; ее нельзя ни продать, ни на дрова испилить.
4. Кто изобрел мельницу. В старину люди не знали, как молоть хлеб и ели его зернами. Чутхур (черт) построил мельницу и на ней молол землю. Бурхан видел, что изобретение чутхура полезно для людей и просил его отдать мельницу, но зловредный дух не соглашался. Тогда Бурхан сделал хур (музыкальный инструмент) и стал на нем играть. У чутхура явилось сильное желание поиграть на хуре, но Бурхан ему хура не давал, а предложил сменять его на мельницу, чутхур согласился,— получил хур и отдал в обмен мельницу, которую Бурхан передал людям и научил молоть на ней хлеб.
Ив. Любимов.
Любимов, Ив. Из бурятских народных сказаний // Сибирский архив : журнал археологии, истории и этнографии. – 1912. — № 11. – С. 901-902.