Перейти к содержимому

История Усть-Ордынского аэропорта

В 1926 году в Усть-Ордынском аймаке приземлился аэроплан

История Усть–Ордынского аэропорта начинается с октября 1938 года. Именно тогда для обслуживания воздушной магистрали Москва — Владивосток был открыт запасной аэропорт «Усть-Орда», который возглавил инженер Александр Герасимов.

Однако задолго до этой официальной даты в небе над окружным центром поднимал свой самолет авиатор Отто Кальвиц. События, связанные с его именем, произошли в 1926 году.
Вот как об этом пишет в своей статье «Добролёт. Первые полёты над Усть-Ордой» Павел Мигалев: «В начале 1920-х годов в Иркутске был создан «Добролёт» — организация добровольных помощников воздушного флота. Одна из задач организации заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше рабочих и крестьян и таким образом увеличить поступление денежных средств на строительство новых самолетов. С этой целью представители Добролета разъезжали по городам и селам.

В 1926 году в Усть-Ордынском аймаке на аэроплане под управлением летчика Кальвица приземлилась агитбригада. Подавляющее большинство жителей поселка впервые увидели самолет.

Вокруг аэроплана мгновенно собралась огромная толпа. Одни с восхищением разглядывали колоритного человека, одетого в черную кожаную куртку, шлем и краги на руках, другие с настороженностью приближались к летательному аппарату, на котором приземлились незнакомые для них люди.

«Меня зовут Отто Артурович Кальвиц, — произнес авиатор. — Я прилетел к вам в гости из Иркутска на вот этой стальной птице. Кто хочет посмотреть с большой высоты на свой поселок, подходите ко мне. После полета я и товарищ Зарев, корреспондент из газеты «Бурят-монгольская правда», расскажем вам о советском воздухоплавании».
Через несколько минут трое желающих откликнулись на предложение авиатора. Это были двое местных жителей и шаман. Именно тогда подавляющее большинство жителей поселка впервые увидели самолет.

Шаповалов Н.Ф., Бойчук Михаил, Туров Николай, Рожков Алексей, Порохин Михаил.
Усть-Орда (Иркутская обл.) 20 апреля 1942 г.

Во время Великой Отечественной войны Усть-Ордынский аэропорт использовался как тренировочный порт, здесь базировались военные самолеты. В 1942 году в поселок прибыл 260-й бомбардировочный авиационный полк 244-й бомбардировочной авиационной дивизии 17-й Воздушной Армии 3-го Украинского Фронта. В Усть-Ордынском военные летчики осваивали новые самолеты ПЕ-2 и затем отправлялись на войну.

Происходили и катастрофы. Первая из них случилась 4 января 1942 года. Тогда с аэродрома вылетел самолет ПЕ-2 № 2502. За штурвалом был экипаж 8-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка: пилот младший лейтенант Михаил Константинович Шуриков, штурман младший лейтенант Ф.М. Федоренко. По некоторым данным, из-за ошибки при взлете самолет потерял скорость, перешел в пикирование и врезался в землю. Экипаж погиб.

Вторая катастрофа случилась 16 августа 1942 года. Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 капитана Александра Григорьевича Ячникова снялся с аэродрома Усть-Орды. Экипаж проводил показной полет на пикирование, но, пройдя по линии горизонтального полета 6-8 секунд, резко перешел в отрицательное пике и разбился. Вместе с капитаном погибли пилот, старший сержант Григорий Федорович Троцик и стрелок-радист, старший сержант Александр Николаевич Цветков. Это произошло в 3-х километрах от села Ользоны. Местные жители похоронили останки военных летчиков в братской могиле и установили обелиск.

Страшные трагедии происходили и позднее… К концу 1970-х годов в Усть-Ордынском аэропорту было три грунтовые полосы — основная, запасная и поперечная, штат состоял из 60 человек. В аэропорту принимали большинство типов самолетов того времени, это Ан-2,-12,-24,-26,-74, Як-40, Л-410, и все типы вертолетов. Окружной центр имел стабильное воздушное сообщение с Иркутском, Улан-Удэ, Хужиром и, недолгое время, с Новонукутском. При аэропорте действовал аэроклуб, готовивший парашютистов.

Усть-Орда, 1957 год. Прыжки с аэростата.

Нужно отметить, что Усть-Ордынский аэропорт был в своем роде уникален: плотный грунт позволял принимать даже тяжеловесные Ту-104. За сутки здесь приземлялось не менее десяти самолетов — как военных Ту-16, так и гражданских Ту-104. Уникальный дерновый пласт достойно выдержал колоссальную нагрузку в период реконструкции Иркутского аэропорта в 1989 году: тогда в Усть-Ордынском принимали практически все самолеты, за исключением тяжелейших Ту-154, в течение 24 часов три полосы принимали до 60 бортов.

Еропов Анатолий Аркадьевич

Долгие годы Усть-Ордынским аэропортом руководил Анатолий Аркадьевич Еропов.
Анатолий Еропов с самого раннего детства мечтал заниматься авиацией. В 1958 году с отличием окончил Иркутское авиационное училищ и без экзаменов был принят в Киевский авиаинститут. Спустя три года, получив диплом о высшем образовании, он навсегда связал свою судьбу с Усть-Ордынским аэропортом, где проработал до выхода на пенсию. С 1961 года трудился инженером по эксплуатации самолетов, а в 1988 году на общем собрании был единогласно избран начальником стратегически важной структуры.

«Это был запасной аэродром. Его использовали как тренировочный порт, так и для военных самолетов. Когда я сюда прибыл, здесь принимали все типы самолетов: и реактивные, и турбовинтовые, и другие. Базировались военные самолеты — летчики проходили тренировки. Я видел даже, как стреляли», — вспоминал Анатолий Еропов.

В 1962 году в аэропорту под руководством Анатолия Аркадьевича была построена заправка для реактивных и турбовинтовых самолетов. Для запасного аэродрома это было в новинку, в то время на подобных площадках такого не было нигде в Советском Союзе. Затем провели реконструкцию полосы под международные стандарты, отремонтировали гостиницу для летного состава и проложили на перроне асфальт. Аэропорт стал выглядеть совсем иначе, по-новому.

«У Усть-Ордынского аэропорта было одно главенствующее преимущество: местность отличается ясной погодой, хорошей видимостью, — вспоминал Анатолий Аркадьевич. — Причина — отсутствие поблизости крупных водоемов и высоких гор. Когда глубокой осенью Ангара начинала туманить, и Иркутск полностью переставал выпускать и принимать воздушные судна, на помощь приходил аэропорт Усть-Ордынского. Всего 15 минут — и самолеты из Иркутска уже приземлялись в поселке. В 1960-х годах даже шли разговоры о том, чтобы перенести основную базу Иркутского аэропорта в Усть-Ордынский. Однако комиссия не решилась дать добро на этот проект, поскольку, по мнению ее представителей, поселок находится далеко от города».

В 1989 году Иркутский аэропорт был временно закрыт на ремонт, поэтому самолеты принимали в Усть-Орде.

Чаще всего жители Усть-Орды вспоминают рейс Усть-Орда — Улан-Удэ — Усть-Орда, который выручал их последние 10 лет до самого закрытия аэропорта. «Было очень удобно, у нас ведь многие студенты учились и учатся в столице Бурятии. На выходные дни могли спокойно прилетать домой. Самолеты удобные, комфортные, теплые. Время в пути 20—30 минут в одну сторону», — говорят усть-ордынцы. Этот рейс был настолько популярен, что совершал вылеты восемь раз в неделю.

Идея о создании этого маршрута целиком принадлежала начальнику аэропорта А. А. Еропову.
Тяжелые времена для аэропорта наступили в годы перестройки. Стоимость билета на рейсы стремительно росла, что привело к резкому сокращению пассажиропотока. Из-за нехватки ГСМ были прекращены полеты в Улан-Удэ. Не хватало запчастей. Содержать убыточный аэропорт Иркутск не захотел и передал его в 1997 году в округ.

В 1998 году Усть-Ордынский аэропорт был закрыт.

Литература:

Аэропорт Усть-Ордынский: [Эл. ресурс] // ИРКИПЕДИЯRU [сайт]. URL: http://irkipedia.ru/content/aeroport_ust_ordynskiy

Гергесова Лидия Усть-Ордынский аэропорт застраивается жилыми домами [Эл. ресурс] // СМ Номер один. 2008. – № 21. – 29 мая. URL: http://baik-info.ru/sm/2008/21/006002.html

Маслаков Сергей. Мертвая петля над Усть-Ордой // Окружная правда. – 2004. – № 38 (28 окт.)

Мигалев Павел Добролёт. Первые полёты над Усть-Ордой [Эл. ресурс] // ИРКИПЕДИЯRU [сайт]. URL: http://irkipedia.ru/content/dobrolyot_pervye_polyoty_nad_ust_ordoy

Просекин В. Из истории одного аэродрома [Эл. ресурс] // Общественно-политическая газета Областная [сайт]. URL: http://www.ogirk.ru/2014/4/11/40754