Перейти к содержимому

Гаханы. Баяндаевский район

Источник https://www.culture.ru/events/4936796/kviz-viktorina-kraeved87-bayandai-malaya-rodina

Неподалеку от Баяндая расположено большое село Гаханы. Вот только название это, скорее, условное. Центральная деревня зовется Бадагуй, вокруг нее рассыпаны селения Маралтуй, Эдыгей и Малой. Так повелось с незапамятных времен, когда эти населенные пункты еще были улусами. В каждом из них жил свой род. Вместе жили дети, родители, старики. До сих пор в некоторых усадьбах сохранились старинные юрты, которыми местные жители пользуются до сих пор. В них уютно, прохладно и всегда свежо. Как говорят жители, юрта — это главное в их имениях.


Пять братьев, пять улусов


В Эхирит-Булагатском районе также есть свое село Гаханы, вот только от баяндаевского оно заметно отличается. Если первое представляет собой цельное хозяйство, где все дома расположены довольно компактно и подразделяются только по улицам, то село, расположенное в Баяндаевском районе, раздроблено на несколько частей. Со стороны это выглядит как несколько отдельных маленьких деревень, сосредоточенных на отдельных пригорках и равнинах. Однако все вместе они имеют одно название — Гаханы.
Школьники не раз проводили исследовательские работы по своей малой родине, сопоставляли сведения, собирали легенды. В одной из таких работ — ученицы Ирины Бардановой — описано, что село Гаханы сложилось из четырех улусов: Бадагуй, Эдыгей, Маралтуй и Молой. Согласно старинной легенде, Гахан — это имя женщины, которая родила и одна воспитала пятерых сыновей. Ее муж ушел на войну с инородцами. Была великая битва, в результате которой образовалась котловина и появилось озеро Нухэ-Нуур, что в переводе с бурятского означает «озеро-яма». С этой войны муж не вернулся домой, оставив Гахан вдовой. Одна, с большими трудностями поднимала она своих детей. Женщина была великой охотницей, рукодельницей: выделывала шкуры добытых зверей, шила из них одежду.
Когда сыновья выросли, они расселились, и каждый образовал свой род: Маралта (переводится как «олений охотник»); Бадар, Молой, Шэпхэр («унавоженное место»), Бадагы. Последнее, предположительно, переводится как «маленький» («баа»). Возможно, он был младшим среди братьев. Жители и сейчас живут родовыми семьями, по три-четыре поколения. В советское время, в связи с укрупнением, Бадараг и Шэпхэрэг переселились с насиженных мест в более крупные улусы, многие представители мужского пола выехали со своих родовых мест, а женщины вышли замуж. Теперь они приезжают в свои родные места только для того, чтобы покапать, совершить молебны. Один из существующих сегодня улусов — Эдыгей — является родственным Гаханам. Полагают, что Эдыгей не был сыном Гахан, но считался родственником ей. Существует версия, что он был братом мужа. У него был еще один брат — Онгой. Как сказано в легенде, в результате несчастного случая или других обстоятельств Онгой убил своего брата Эдыгея. После этого он был вынужден оставить родные места и переселиться подальше, на север («хойшоо»). С тех пор бытует мнение, что нельзя оттуда брать жену или выходить замуж, так как будет кровосмешение. Потомки Эдыгея навсегда остались в этих местах и являются одной из составляющих Гаханов.


Столетние юрты


О незапамятных временах, когда все селения представляли собой отдельные улусы, напоминают старинные юрты, которые еще имеются в подворьях у некоторых жителей. Более того, они до сих пор служат своим хозяевам. Так, например, одна из них стоит у 82-летней бабушки Маруси Амшеевой. Старое строение долгие годы служит летней кухней. Все в нем сделано как положено.
— Летом здесь хорошо, прохладно. В жару спать хорошо — воздух чистый, сон крепкий. Когда я замуж выходила, юрта уже была. Думаю, ей уже больше 100 лет. Раньше очаг находился в центре юрты, дымоход уходил в крышу, пола не было. Затем сын поставил печку, в которой я пеку хлеб. Было устройство для приготовления тарасуна. Стены остались из тех же бревен. Они крепкие, надежные, столько лет стоят… Дверь тоже прежняя, — показывает свое уютное жилище баба Маруся. — Сейчас холодно стало, поэтому сплю в избе, а здесь днем нахожусь, отдыхаю…


Желтые степи и чистая вода


Как рассказывают жители, есть в Гаханах и священные места, с которыми связаны различные предания.
Так, например, над селом возвышается священная гора Булгадай. Именно на ней ежегодно совершается тайлаган. Гора названа по имени человека из рода Шэпхэрэга, который совершал обряд поклонения духам о хорошем урожае, приумножении скота, благополучном годе и т. д. После его смерти гору стали называть Булгадайн-Хада. С тех пор на молебне обязательно должны присутствовать представители рода Шэпхэрэга. Как жертвоприношение приносят по белому барану от каждого из пяти аулов улуса, и должно быть не меньше девяти человек мужского пола.
Недалеко от Гаханов протекает река Айр. Когда-то это была полноводная река, несшая свои воды с севера на юг. Весной улус переезжал со всеми пожитками к ней, на летники, поскольку здесь были все условия для содержания скота: вода, богатые пастбища, простор. Травы этой долины отличаются особой питательностью, и мясо у животных получается более ценным. Жили предки в деревянных юртах, которые сейчас находятся в деревнях, во дворах у потомков.
В окрестностях Молоя протекает речка Хаара Уhан (в переводе — «чистая вода»). За ней расположена огромная поляна, очертаниями точно повторяющая человеческое сердце, что и дало ей название Зурхэн (в переводе — «сердце»). Летом она усыпана ягодами земляники.
Также украшением этих мест является Шара Хээр — Желтая степь. Принято считать, что свое название она получила от одуванчиков, которые произрастают на ней в огромном количестве.

Гергесова Л. Село одной вдовы // Окружная правда. — 2013. — №33 (22 августа)