Перейти к содержимому

Бурятские старинные поверья и обычаи. Ада

«Ада» или «анахай» есть олицетворение детских болезней, он душит детей своими лапами.

Иногда на теле больного ребенка появляется сыпь, багровые пятна, как будто бы кто-то хватал его маленькими руками: при заболевании горла ребенок хрипит и мечется, будто его кто-то душит — вот вероятная причина возникновения понятия «ада» у бурят.

В более старшем возрасте организм ребенка не так поддается влиянию болезни, долго борется с ней, поэтому и «ада»  может вредить ребенку до года, с двух лет ребенок может бороться с ним, а лет с четырех легко задавить его.

О происхождении «ада» буряты говорят различно: по мнению одних, это посланники злых восточных  духов, т. е. «ильши» находящиеся, главным образом, в ведении могущественного Эрлэн-хана. По мнению других, это души грешных, развратных девушек или женщин или души рано умерших детей. По мнению третьих, «ада» ведут свое происхождение от мышей. Существуют особые мыши «ада хулгана», или по мнению бурят Боханского ведомства, как говорит Хангалов, хэрэсэ хулгана; если подобная мышь перекочует несколько раз, приблизительно раза 4, из зимника в летник вместе с переселяющимся бурятом, она от привольной жизни жиреет,  линяет и превращается в «ада». Mнение это существует еще в несколько иной форме, «ада» происходит от долго жившей на земле мыши, во время смерти которой разрывается шкура её на животе и выходит «ада». «Ада» может являться в самых разнообразных видах: по одному верованию, это что-то вроде собаки с голым брюхом или кошки, по другому что-то вроде крота с красными лапами, острой мордой с красным концом и большими немигающими глазами; по третьему, вне всякого  сомнения  позднейшему,   «ада» — это маленький человек-ребенок, покрытый черным пухом, как цыпленок, с женскими грудями, мужскими половыми органами, лапы у него, как у птицы, ярко красного цвета, рот большой, может вытягиваться в виде трубки, он прячет его обычно в рукав. Ада имеет свой особый запах, похожий на запах лука или чеснока: некоторые же говорят, что от него пахнет человеческими испражнениями, мочою, потом, навозом и падалью.

Относительно вида «ада» во время пребывания моего в Хатарском улусе мною записано следующее сказание: «Видел ада нынче весной наш бурят Кушеев, дед его был когда-то большим шаманом, отец нет. Вот как он рассказывал: «Ночевал я раз в доме, где жил когда-то русский, всегда у него ребенок хворал. Проснулся ночью,  — запах скверный, осмотрелся: печка топится, а я ее с вечера не затапливал, и около дверки два голых ребенка сидят. Страшно мне стало, но ободрился, уж очень интересно было. Дай, думаю, сяду на постель, посмотрю, что они там делают. Вижу, играют дыркой поддувала железной печки, туда лучину толкают. Смешным показалось мне это, подошел ближе, они меня не замечают, все своим делом занимаются.

Поглядел — испугался: не ребята это, а «ада», шерсть большая, в два вершка, пушистая, как у цыпленка, брюхо большое, грудь, как у женщин, и половой орган, как у мужчин, глаза круглые, как у совы,  и не мигают. Долго стоял я так и смотрел, холодно стало, полез за унтами (бурятская обувь) —они перед железной печкой сушились, нечаянно уронил их, «ада» забегали туда-сюда и исчезли, а лучина наколотая так на полу и осталась».

«Было ада раньше далеко больше, говорил мне шаман Пинос улуса Тахарик Курумчинской волости: разогнали мы их, один в лес ушел, другой в море. Раньше было в каждом улусе по «ада», теперь их стало совсем мало, переселяются они из улуса в улус».

Переселение это «ада» производит или пешком, или нередко подсаживаются на тыpгy проезжающего по степи бурята. Об этом ясно говорит следующая легенда, записанная мною в Орде.

«Жил когда-то шаман  Маланок Хабалдаев  в Кудинском ведомстве, большой он был белый шаман, шаманил раз, ножом столбы юрты колол, вино текло, другой раз шаманил, не видно его было, по юрте  летал,   разными звериными птичьими голосами по углам кричал, третий раз шаманил – нож взял, голову отрезал, без головы шаманил. Много помогал бурятам: совсем умирает бурят, устроит Маланок тайлаган, — выздоравливает больной; много «дахабри», много «ада» прогнал из улусов, где они вредили.

Старик был Маланок, позвали его прогнать «ада» из юрты бурята, ребята все у него хворали, запах скверный в юрте был, навозом,  чесноком пахло, войти прямо нельзя было.

Вошел Маланок в юрту, увидел 7 «ада», испугались они, попрятались по углам, говорят: какой острый взгляд у нашего шамана, плохо нам будет. Устроил Маланок загон на «ада», во все щели юрты забились они. Выкуривал «ада» он ганга (богородская трава), арсэ (верес, можжевельник); побежали «ада» из углов к двери, шаман ловил их умело от себя, а не к себе. Шесть «ада» убил, так седьмой увернулся, в степь убежал; догонять Маланок его не стал, сел баранину есть, тарасун пить. Посидел, наелся шаман, поехал домой. Едет степью, видит — конь, у бурята уросит, бьет тот его, ничего не помогает, на дыбы конь становится.

Подъехал Маланок ближе, видит: на тырге бурята «ада» сидит; как увидел шамана — испугался, в степь побежал и кричит: «Убьет он меня, как шесть моих товарищей убил». Бурят поехал дальше; как «ада» с тырги соскочил, конь уросить перестал, а Маланок погнался за «ада» и убил его.

Прибыв в какой-либо улус, «ада» входит в юрту бурята обычно за женщиной или за человеком робким, нерешительным, за человеком вспыльчивым боится идти, может он, хлопая дверью, сильно придавит его. Если «ада» поселился в доме, он держится, по большей части, около огня, доедая остатки пищи, любит очень жирное; если хозяин пришедшему в юрту гостю даст что-либо съестное, для того, чтобы он унес домой, «ада» непременно пожадничает и уйдет из дому.

«Ада», пожалуй, склонны к общественности: иной раз они собираются компаниями, штук по 20, и творят всевозможные безобразия исключительно только ради шалости. Проделки «ада» в юрте бурята с целью причинить вред ребенку крайне разнообразны: в большинстве случаев он давит ребенка своими маленькими лапами, оставляя багровые пятна на его теле, или сразу хватает его за горло; ребенок обычно тогда хрипит, кашляет и скоро умирает.

Затем «ада» плюет, мочится в молоко, тарак, — от этого, на поверхности его появляется что-то похожее на маленького желтоватого вонючего червячка; если его своевременно вычерпнуть, молоко можно пить, вреда никакого не будет.

Иной раз «ада» своим странным ртом, расположенным поперек горла, сосёт или лижет половые органы ребенка (любит он очень мочу); тогда последние сильно  распухают, гноятся.

Мне вспоминается невольно фраза одного из обитателей улуса Шахтый, которого я расспрашивал: «и охота тебе о всякой гадости разговаривать».

В своем солидном труде «Материалы по шаманству бурят» Хангалов говорит: «ада» напоминает русского домового; по моему, нет — «ада» олицетворение детских заболеваний, учение о добрых «ада» — результат индивидуальных представлений балаганских бурят.

Имея в виду свойства «ада» причинять вред ребенку (как говорит шаман Пинос Курумчинского ведомства, «он не переносит вида ребят»)  — буряты выполняют или обряд*  найжи  абаха, сущность которого сводится к приглашению шамана быть покровителем ребенка (мл. Зап. Вост. Сиб. Отд. Имп. Рус. Геогр. Об. по этнографии I, II,  вып. 2-ой), или обряд гыр-сагалха, существующий по видимому, только у балаганских бурят и подробно записанный Хангаловым в его труде «Новые материалы по шаманству бурят».

Сущность второго обряда сводится к изгнанию «ада» огнем (по словам бурята балаганского ведомства Шарактинова, обряд «гыри-сагалха», от слов, «гыри» — дом и «сагалха» -побелить, есть ни что иное, как кормление «ада» молочными продуктами; дело будущих исследователей балаганских бурят разрешить этот вопрос).

*  Раньше у бурят существовал обычай держать в юрте живого филина или его шкурку (см. Балаганский сборник); кроме филина «ада» еще боится металлических предметов.

Библиография:

Подгорбунский В. Материалы для изучения шаманизма среди бурят Иркутской губернии. Ада. // Известия Иркутского отдела общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Т.I – Издан под ред. Члена Общества И.И. Серебренникова.- Иркутск: Электро-типография И.А.Белоголового, 1917.- с.47-50