Перейти к содержимому

Бурятские поверья о бохолдоях и анахаях

Шутхор и шулма есть одно существо; по понятиям бурят это начало зла, вредящее всему чистому в жизни и хорошему, враги тенгриев и самого Бога. Шутхорам жертвоприношений по шаманскому обряду не делают. Бохолдои – это души умерших шаманов и шаманок, которым шаманисты приносят жертву и просят их быть защитниками животных от таких-же бохолдоев, могущих причинить с корыстной целью людям болезни, даже смерть. По понятиям бурят, бохолдой имеет разные степени по силе и могуществу; это зависит от их утха; чем сильнее утха, тем сильнее бохолдой и шаман; шаман бывший при жизни большим и могущественным, и после смерти остается таковым; умершие шаманы помнят родство и свойство и в случае надобности и возможности покровительствует оставшимся в живых родным и ближним и прибегающим к их защите.
Болезнь и смерть происходят двояко: во-первых по определению Эрлэн-номон-хана – это есть конец жизни, назначенной судьбой, против чего никто и ничто не поможет. Во-вторых, смерть может быть случайная, насланная бохолдоем, от подобной смерти можно избавиться посредством брызгания и жертвоприношений и то, если они совершаются впопад; лекарство и аршаны лишь вспомогательное средство к выздоровлению после удовлетворения всех требований бохолдоев. Если бохолдои второстепенные, имеющие шаманское утха, таким брызгают вином или тарасуном, но скота в жертву не приносят. Бохолдоям совсем незначительным только капают, что может совершить даже не шаман, а всякий знакомый с приемами и умеющий высказать, чего желает проситель.
Ада или анахай – одноглазое, злое, поганое существо, избирающее определенное местожительсто (улус), даже бывают особенно излюбленные им дома. Анахай может превращаться в подобие разных животных – кошку, собаку и проч., но всегда с одним глазом. Ходит он только темной ночью, видеть его может не всякий, очень редко люди его видят, но слышать вонючий запах анахая могут почти все.
Анахай боится тех людей, которые видят их, а также боится сердитого и крикливого человека, огня, металлического звона и оружия, запах арсы (вереска). Для изгнания анахаев употребляют вышеупомянутые вещи. Хотя их легко прогнать на время, но совсем угнать из излюбленного места почти нет возможности. Беда, где поселился анахай, во всем улусе, даже в соседних, всех ребят в младенческом возрасте передавит, разве только сохранятся ребята «хату-заятай», т.е. родившиеся под особенным покровительством, какого-нибудь тенгрия, баруни хатов, Буха-ноена и проч., или души сильного, большого умершего шамана, каких очень немного, например убугуты-хордуты, ахануты-тарасинские и др. Анахай может осилить ребят до семилетнего возраста.
О происхождении их говорят буряты двояко: одни утверждают, что они посланники злых духов, даже тэнгриев; другие говорят, что анахаи – души очень грешных и никогда нерожавших женщин. Анахай любит вообще жирное жареное и вареное мясо, саламат, и проч., так что привозить такие продукты из улуса, где есть анахай, не совсем безопасно, т.к. привяжется он, и тогда не выживешь его из своего дома и улуса. Анахаю, как делающему исключительно зло, ни каких угощений и брызганий не делают и он ни на какие сделки не идет. Против козней анахая есть еще одно средство, но не всегда верное, однако к которому часто прибегают, именно нужно принять найжи (найжи абаха). Обряд этот состоит в следующем: по рождению, иногда еще до рождения ребенка, по выбору приглашают шамана быть у семьи, вернее у ребенка, найжи (покровителем), в чем всегда получают согласие со стороны шамана. Обязанность найжи состоит в том, чтобы охранять ребенка от анахаев и бохолдоев и от происходящих от них болезней и смерти; шаман должен принять всевозможные предупредительные меры. Он ворожит и если по ворожбе окажется, что какой-нибудь бохолдой или онгон что-нибудь требует, то согласно обряду он должен, кому брызнуть, кому сделать кэрык и даже покапать, смотря по достоинству и положению бохолдоев. В знак того, что в этом доме он найжи, он оставляет в нем «гхагюгхан», какой-нибудь предмет, например толи (металлическое зеркало, употребляемое в шаманстве); если зеркало не имеет, то нагайку, колоколец, шкурки хорька и т.п. Кроме того шаман должен охранять опекаемое дитя не только самолично, но и душа его обязана неусыпно быть настороже. За этот труд, родители должны сообразно с состоянием вознаграждать его, большею частью шьют ему шубу суконную или шелковую, даже одевают с ног до головы и дают лучшего коня, дарят золотом, серебром и кредитными билетами. Вообще, труд найжи оплачивается весьма щедро. Если шаман из больших и известных, то он обходится всегда дороже и церемоний при этом бывает больше. Найжи, по большей части, считают сроком опеки один год, по истечении года шаман требует возврата «гхагюгхана», хотя его просят, умоляют и одаривают, чтобы он продлил срок возврата «гхагюгхана», т.е. продолжал свое покровительство, но это редко удается.
Возврат «гхагюгхана» тоже не обходится без затрат со стороны родителей и новых подарков, состоящих из лучшей лошади с привескою выдры, шубы и других ношебных платий, отправляемых в дом шамана не только для него, но и для его семейства и родных. Приезжают к шаману родители с ребенком, со своими родными, возвращают «гхагюгхан», делают соответствующие подарки и угощают привезенной водкой и мясом, таким образом, получается целая веселая гулянка. День приезда с возвращением «гхагюгхана» всегда назначается найжею и непременно в первой половине луны. Вообще шаманисты в ущерб луны никуда далеко не выезжают и никаких предприятий не делают, потому что в это время много рыскает по белому свету разные бохолдоев и эрлыков, для ловли душ у людей.
Во время опеки шамана чуть только заметят, что с ребенком неладно или увидят дурной сон или заметят какое-нибудь зловещее предзнаменование, тот час же немедленно скачут за найжею. Иные без всякого повода в новолуние приглашают найжи и брызгают. Найжи, прибывши, ворожит и согласно указаниям ворожбы делает, что надо, онгон, кэрык, брызганье, капанье или загон на анахая и т.п. Иногда найжи сам, без зова, приезжает и советует, что нужно сделать, все это беспрекословно исполняют. Помимо найжи, Боже сохрани, пригласить другого шамана, тогда найжи сделается хуже всякого бохолдоя и анахая вместе взятых. Иногда в трудных случаях, например при продолжительной болезни опекаемого, приглашают другого шамана, но всегда с согласия найжи. И никогда не обойдется без ссоры и даже драки между найжи и приглашенным шаманом, неблагоприятный исход болезни часто приписывают шаманской ссоре. По возвращению «гхагюгхана» шаман слагает с себя усиленную охрану и обязанность, и родители ребенка уменьшают свои подарки, но все-же до семи лет первенство найжи перед другими шаманами сохраняется, а от семи лет сходит почти на нет.
Ухэр-эзы – это самая последняя степень бохолдоя. Ухэры – души грешных женщин, умерших неестественной смертью. Ухэры шляются по заимкам, вечно мерзнут, голодные, едят объедки пищи, любят жирное и греются у печки, людей боятся, но и буряты не мало трусят их. Никто им не брызгает, даже не капают водку, ухэры не в состоянии делать вреда взрослым людям, на очень маленьких детей в отсутствие больших могут напасть и хватать за горло и задушить. Ухэры переселяются на тот свет, когда настанет срок, в который оставленное душой тело должно было-бы умереть естественной смертью, если бы та женщина не подверглась преждевременно случайной смерти. Могут видеть ухэров те люди, которые видят анахая. Производимые ими стук и шорох слышит каждый, а так же вонючий их запах. Суеверный бурят воображает в каждой заимке ухэров и очень редко осмеливается ночевать один, всякий треск и шорох, производимый мышами, падает на голову ухэра новым обвинением и является доказательством их существования. Фантазии и рассказы о них разыгрываются до невероятной степени и доверчивых бурят, в особенности буряток, пугают до полусмерти.
Шаманисты верят, что у каждого человека по три души. Когда придет время умереть, то с того света выезжают эрлыки, ловят душу обреченного к смерти и уводят к Эрлык-номон-хану на суд, душа смотря по заслугам, получает возмездие. Вторая душа остается на этом свете, делается бохолдоем и живет своим домом и хозяйством, как жил при жизни умерший человек. А третья снова родится человеком. После поимки души эрлыками человек может жить несколько лет, но не в здоровом состоянии и очень редко может дотянуть до 9 лет.
От Анишкея Ханхаваева я записал следующее. Ада может превращаться и принимать вид человека, показываться и исчезать, уходить в щель или трещину земли, издавать из себя лучи и сияние, кувыркаться, не касаясь земли. Она боится верескового курения и выстрела из ружья, хотя от выстрела она бежит, но убить ее не удается. Ада была в Кукунурском улусе и жила у инородца Обоя Замаева. Выходя оттуда, шлялась по всему улусу и давила маленьких ребят, особенная опасность от нее была детям до 3-летнего возраста. Кукунурские буряты часто всем улусом устраивали на ада загон, с криком и шумом стреляли в нее, иногда в дали от улуса разводили огонь и жгли жирное мясо, варили саламат для того, чтобы ада явилась туда, так как она очень любила жирное, и гнали ее оттуда дальше по полям и лесам. Загоны эти устраивались под руководством бурята Балахея, который мог видеть анахаев и бохолдоев. Теперь же ады нет, так же и анахаев, они исчезли после появления Шумара Альхонского, который, вероятно, победил их. По мнению рассказчика, анахай с адаю ничего общего не имеют. Отличительный признак анахаев, единственный глаз по среди лба. Шумар появился в Алари в начале 50-х годов, он есть душа шамана, умершего в малолетстве, скорбевшая о преждевременной смерти и прекращении рода. В этой скорби она вселялась в бурят и те целыми толпами ходили и ездили по улусам, шаманили, славили достоинство, славу, скорбь и проч. Это, так называемые, «болошэны», которые бывают между бурятами. Например, «Дулашаны» или «хоринские девушки», а так же «Тонгарани Балехой» и другие. Если ада поест какую-нибудь пищу, то пища эта делается поганой, кто-бы после этого не съел ее, непременно станет кашлять. Это называется «бузар эдьэ идьэ». Еще говорят, если ада задушит ребенка, то на трупе ясно выступают следы лапы, обозначаясь синяками. В это все, безусловно, верят.


П.П.Баторов

Библиография


Баторов П.П. Бурятские поверья о бохолдоях и анахаях. // Записки Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества по этнографии . — Т. 2, вып. 2: Шаманския поверия инородцев Восточной Сибири: с 10-ю таблицами рисунков. — Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1890. – с.10-14