Перейти к содержимому

Брачные нормы у северных бурят

Зорикто Доржиев

Браки между шаманистами и крещеными

В религиозном отношении буряты веротерпимы и к измене своей веры относятся безразлично. Выбор религии предоставляется совести каждого. В старину было строже, к выкрестам относились плохо. А на смешанные браки смотрели недоброжелательно, и они бывали крайне редко. Смешанных браков раньше, собственно говоря, не было. Бурят номинально принимал православие для права заключения брака с православной буряткой. После закона о свободе совести, браки заключаются без этой формальности. Если православный бурят собирается жениться на некрещеной бурятке, то она должна креститься; в этом случае калыма платить не нужно, что для брачующихся, конечно, составляет большое облегчение. В настоящее время почти повсеместно к смешанным бракам относятся безразлично, тем более, что после заключения брака в церкви, дома происходит обряд по старым традициям, хотя по несколько сокращенной программе. Иконы ставятся на полку, находящуюся на юго-западной стене, под онгоны, и когда онгоны кормят маслом, от саламата достается кое-что и ликам святых, а оба супруга свято исполняют все шаманистические обряды. Главным стимулом, заставляющим бурят жениться на крещеных, обрусевших бурятках, так называемых «ясачных инородцах», служит то обстоятельство, что за крещеную не нужно платить калым. (Отношения, описанные в этом разделе, относятся к периоду до 1916 г.).

Отсутствие определенных родов для браков

Предпочтительности заключения браков с тем или иным определенным родом у бурят не существует, если же и замечается иногда какая-то склонность одного рода брать девушек из другого, то это следует объяснить простым сближением двух родов, вследствие установившихся родственных связей; сближение ведет к знакомству и дружбе стариков и молодежи и, как следствие, к брачным союзам.

В старину старались даже брать девушек из дальних (по расстоянию) родов. Поговорка гласит: «Урге холон хен, ухане ойрн хен» (родственника далеко хорошо, воду близко хорошо).

Преимущество рода матери

Некоторое исключение делается относительно рода матери. Старики буряты рассказывали мне, что в старину, если у матери было много детей, считалось даже необходимым взять жену из этого рода. Теперь у рода матери осталось тоже некоторое преимущество – нагсанут теехын хылсхе. Если брак отца был плодовитый, то лучше взять жену оттуда же, откуда и он взял: с одной стороны, имеется хорошая примета, с другой — не следует обходить своих и обращаться к посторонним. Если же приплод был плохой, род обязательно надо переменить.

Б.Э. Петри

Библиография

Петри, Бернгард Эдуардович (1884-1937).

    Брачные нормы у северных бурят / Б. Э. Петри. — Иркутск : 1-я Гостиполитография, 1924. — 32 с. — Отдельный оттиск из «Сборник Трудов Государственного Иркутского Университета». Вып. 8, стр 3-32. — 250 экз.