Перейти к содержимому

Алтан сара (Предание о золотой чаше)

http://gazeta-tolon.ru/index.php?id=450:zonoj-t-l-oroldo-on-t-r-legshe&start=675

Это древнее бурятское сказание об обычае, или законе, убивать 70 летних стариков и старух в царствование монгольского царя Аюхана.
Кто доживал до 70 лет, того сыновья, внуки и правнуки должны были убивать. Они оповещали всех родных и знакомых и приглашали присутствовать при выполнении этого обычая. Старого дряхлого деда или бабушку вели на крутой берег или высокую скалу. Здесь начинали угощать старика, как гостя, прежде всего тарасуном. Каждый подносил затем мясо, молочные пенки, тарасун – со словами: «ты стал стар и дряхл, не способен сам есть – внуки и правнуки положат тебе в рот». Затем опьяневшего старика сталкивали со скалы, — и он разбивался и умирал. А присутствующие, справив поминки по умершему, расходились по домам.
Такое место, где убивали стариков, есть в Унгинском хошуне (бывшем ведомстве), около селения Бажира, называется оно һамагатын яһан, т. е. бабушкины кости. Старуха надела серьги, как говорят, во время падения; носили тогда длинные проволочные серьги, — эмэк хыкэ.
Рассказывают, что царь Аюхан однажды ходил на звериный промысел в безводной местности. Один из его подданных, пожалевший убивать своего 70 летнего отца, спрятал последнего в переметную суму и взял с собой в тороках. Народ в безводной местности умирал от жажды, но в степи нигде не могли достать воды. Никаких признаков воды не могли обнаружить. Старик, спрятанный в переметной суме, сказал тогда своему сыну: «привяжите трехгодовалого телка и держите на привязи 3 дня, а потом выпустите, — куда побежит и будет нюхать, там ройте и найдете воду».
Привязали телка на три дня, потом выпустили, — и где он стал нюхать, на низком месте, там стали рыть и нашли воду. Народ напился и ободрился.
Шли дальше. Издал Аюхан строгий приказ достать со дня моря золотую чашу, что блестит там. Заставил своих подданных по очереди доставать; кто не достанет, тому была смертная казнь. Много народу потонуло на дне моря, в поисках чаши. Дошла очередь до старикова сына. Старик из переметной сумы говорит сыну: « Проси царя позволить не на дно моря опуститься, а на гору подняться, потому, что эта чаша не на дне моря, а на горе; в море блестит только ее отражение».
Поднялись на гору, но испугались горного козла и уронили золотую чашу. Поймал ее стариков сын и представил Аюхану.
Далее шел Аюхан со своим народом.
Пошел проливной дождь и шел три дня. Никак нельзя было развести костра. Дождь тушил огонь. Дал приказ Аюхан немедленно достать огонь и развести большой костер. На горе был виден шалаш, покрытый сеном; из него шел дым. Послали двух человек к шалашу и велели принести огня. Зашли они в шалаш. Сидит в нем старик около огня. Посланные попросили огня. Старик дал головешку. Но пока они несли до стоянки Аюхана, дождь погасил огонь. Из-за этого много народу было казнено.
Дошла очередь до старикова сына – доставить огонь. Говорит старик из переметной сумы: «Зайдешь в шалаш – поклонись низко, до земли, и проси: мол, бог, не оставь нас, дай нам огня для разведения костра; многие уже из нас казнены. Тогда только, выслушав эту мольбу, пусть даст он тебе головешку».
Принесли головешку, и она не погасла. Развели большой костер. Обсушили народ. Первые посланные просили грубо; потому и гасла головешка.
Стал допрашивать Аюхан старикова сына: «Откуда ты все это узнал? Воду сначала нашел, потом достал золотую чашу и, наконец, добыл огонь. А я столько народу переказнил».
Стариков сын говорит: «По твоему приказу я должен был умертвить своего 70 летнего отца, но пожалел его и спрятал в переметную суму. Он то и дал мне все наставления и указал все средства».
Тогда Аюхан отменил закон об убийстве 70 летних стариков, потому что нужно, чтобы те, кто прожил на свете дольше, передавал свои знания и опыт потомству.
Как говорят, от старикова сына произошел Икинатский род. Есть бурятская поговорка: «У горного козла сила в копытах, а у икината – в языке».
Некоторые же дают старикову сыну имя Елосей.


Улус Зоны, Аларский аймак.

Шарыпов С. В. Алтан сара : предание о золотой чаше // Бурятоведческий сборник. – 1926. – Вып. II. — С. 70-71.