Перейти к содержимому

Несколько замечаний о зээгэтэ аба

Бальжинима Доржиев

Буряты и древние времена занимались охотой, коллективной — аба (облава) и индивидуальной — агнуури (охота). Облавная охота устраивалась целым улусом или родом, племенем и даже племенами (совместно). В зависимости от числа участников стрелков – тодохуршинов — облавная охота носила разные названия: если число стрелков составляло примерно 300, называлась «Зээгэтэ аба» у западных бурят, «Абай хайдаг» — у восточных; если же более 500, то «Хушуута аба», более 1000 — «Галшата аба».

По преданиям, местами облавной охоты были Тайтараг1, Забитуй2, Байроновка3 и Абалаг4.

Участники облавы собирались туда, выбирали руководителей: тубшинов, галшинов, хушушинов, гаршинов, газаршинов и т. д. Тубшэ — глава родовой, племенной или мсждуплеменной охоты, галша — ответственный за родовой племенной огонь, гарша — руководитель флангов, газарша — проводник охотников.

Известный этнограф М. Н. Хангалов объяснял, что слово «зээгэтэ» образовано от зээгэн — росомаха, а термин Зээгэтэ аба означает охоту на росомах5. Такое объяснение не отвечает ни смыслу, ни значению, ни целям и задачам общественной охоты — Зээгэтэ аба. Росомаха в древние времена (и в настоящее время) в жизни бурятского народа не играла и не могла играть большую роль, буряты свою общественную охоту не называли охотой на росомах. Охотнику нужны были мясо для питания, мех для одежды. Мясо росомахи не употреблялось бурятами в пищу, из меха ее не шили одежду. Больше того, росомаха считалась у бурят нечистым зверем. Бурятские шаманы и шаманки в своих ритуальных действиях использовали шкурки белок, зайцев, горностаев, колонков, соболей, хорьков, волков, диких козлов и бобров. Они назывались юhэн хушуун — девять видов (зверей) — одно из сакраментальных чисел. В древние времена шаман или шаманка без них не совершали ни одно ритуальное действие. Происхождение юhэн хушуунов как эмблем или знаков того или иного божества шаманского пантеона относится к далекой эпохе истории бурятского народа, и, видимо, перекликается с древнейшими знаменами монгольских племен «хухэ туг, шара туг» и пр. Бурятские шаманы и шаманки еще в XIX веке носили на своих головных уборах шкурки хорька, белки, горностая как эмблему или знак своего шаманского рода. Например, шаманы и шаманки Хурдутского рода носили шкурки серых белок, Онгоева рода—шкурки черных белок, Гушитского рода — шкурки хорьков и т. д.

Знаток монгольского и бурятского языков И. А. Подгорбунский слово «зээгэтэ» производит от слове «зээгэ6 — эдимэр, хоолонсор, хубхай — обжора, отсюда слово «зээглэхэ» — накушаться после длительной голодовки. Такое объяснение И. А. Подгорбунским происхождения слова «зээгэтэ» более правдоподобно, чем объяснение М. Н. Хангалова. Облавная охота возникла на заре истории бурятского народа, когда техника его стояла на низшей ступени развития. Охотники выходили на охоту, вооруженные палкой или камнем. В случае неудачи они голодали неделями и месяцами, питаясь ягодами, растениями и корнями трав и деревьев. При удачной охоте набрасывались на добычу, кричали «ябоо, өхыш, ябоо, өхыш» — иди, подымись; ели досыта, до отвала — «зээглэхэ». Дальше И. А. Подгорбунский указывает, что селенгинские буряты обжору называют «зэгэ», нижиеудинские — «зээгэ»7-. Зиминские буряты в Иркутской области мясо, добытое охотой, до сего времени называют «зээгэ», а есть такое мясо — «зээглэхэ». Все это не оставляет сомнения в том, что выражение «Зээгэтэ аба» означает облаву, которая дает много мяса, необходимого для питания, которым можно утолить голод.

Пережитки облавной охоты еще сохранились у кудинских бурят, Иркутской области, но в значительно измененном виде. Весной, когда выпускали скот на подножный корм, кудинские буряты устраивали охоту на хищных зверей, ловили их или отгоняли со своей территории, т. к. хищники, изголодавшись за зиму, истребляли скот весной. Добытую дичь охотники тут же свежевали, мясо варили в котлах и съедали, а меха делили на число участников облавы8. После облавной охоты кудинские буряты проводили национальный праздник с э х а р б а н, где устраивали национальную борьбу, конские скачки и стреляли из луков в мишень.

Зээгэтэ аба или Абай хайдаг в древние времена были не только средством добычи необходимых для питания продуктов, но и своеобразным смотром сил и проверки готовности воинов отразить нападения соседних враждебных племен и родов. На них устраивались борьба, стрельба и конские скачки, состязания песельников, тухэшинов и улигершинов. Молодежь демонстрировала перед собравшимся народом свои достижения в ратном деле, готовность выступить в любой момент для защиты родины от нападения врагов. Песельники, тухэшины и улигершины воспевали в вдохновенных эпопеях силу, ловкость, меткость молодежи и прыткость лошадей. В практике же кударинских бурят древний Зээгэтэ аба дифференцировался на облаву — охоту — и сурхарбан, со временем облава приняла форму зашиты домашних животных от хищных зверей, а сурхарбан приобрел чисто увеселительный спортивный характер.

________________________________________

1 Тайтараг — ныне село Тайтурка, Иркут. области.

2 Зябитуй — ныне станция Забитуй, Томской жел. дороги.

3 Байроновка — станция Томской жел. дороги.

4 А б а л а г — ныне село Абалаг, Усть-Удинского района, Иркутской области.

5 Известия ВСОРГО, 1888, № 3, стр. 1—26.

6 И. А П о д г о р б у и с к и й. Русско-монгольский словарь. Иркутск, 1909, стр. 181.

7 Там же. стр. 181.

8 Иркутские епархиальные ведомости. 1874, № 14.

Балдаев С.П. Избранное / С. П. Балдаев. — Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1961. – 256 с.