Обряд «Харгын хоёр»
Среди семейных обрядов этот во многих семьях устраивается раз в два года. Однако, в той семье, члены которой в профессиональной деятельности связаны с частыми разъездами, он проводится ежегодно, но с прекращением её — возвращаются к прежнему, периодическому режиму его устройства. Кроме этого, он дополнительно проводится тому, кто отправляется впервые в дальнюю дорогу или ему предстоит пробыть долго в чужой стороне, например, в г. Улан-Удэ, или п. Жигалово, Москве или Санкт-Петербурге и других городах России. В этом случае, сообщают имя этого человека и просят покровительствовать ему пока тот в дороге или в отлучке. Обряд обязательно устраивают парню перед уходом его в армию.
Проводится он в доме. Приглашают тагша барьдаг или шамана. Для угощения нужны бутылка водки и чай. Спиртное предварительно делят на две равные части и затем отдельно каждой частью угощают двух дорожных. Призывают следующим образом:
Ундэр уургэн Хапсал дээрэ тогтhон
Баторойн хубуун нарин hалуудар
Согто унгэйн Монхор
На высоком и широком Капсале обосновавшиеся
hалуудар сын Батора
Унгинский Монхор
Обращение же одинаково для каждого:
Харгында хани боложо
Хажудан нухэр боложо
Хадада хальтархайнугэй
Бориида буха байлдахайнугэй
Тура газар тойролдохо
Худоо газар харалдажа
Барьса дэрэм байлдаажа
Хуйдэл дэрэ хулеэлдэжэ
Солой хада
Сохоб нэрэ
Сеег!
В дороге спутником будьте
Рядом другом будьте
На горе не дайте соскользнуть
На холме — застояться
В городе не заблуждайте
В деревне присматривайте
На бариса останавливайтесь
В спешке придержите
Солой такой-то
Настоящее имя
Такое-то
Сеег!
В конце капают водку в огонь печи. Призыв и угощение повторяют до трех раз. После этого капают чаем. Затем оставшуюся водку распивают, подавая хуби. Этим завершается обряд.
Обряд посвящен двум старцам, относительно которых бытует следующее предание: «… двое друзей -отпрыски шаманского рода ехали из г. Иркутска домой. В пути они поссорились (в одних версиях указывается, что ссора произошла из-за девушки). В результате один из них убил другого в местности Хапсал. Мертвый же, воспользовавшись силой шаманского утха, поразил продолжившего свой путь молнией. Так они оба умерли в пути. Попав в иной мир, оба предстали перед «альбани суглаан» — судом умерших шаманов. Суд их помирил и назначил покровителями людей в дороге. С этого времени они вдвоем должны получать от людей угощение и «смотреть за ними в пути». Впоследствии им отвели «барьса», то есть определили место, где они получают подношение от людей, которые находятся в пути. В настоящее время оно находится на трассе Иркутск — п. Усть-Орда, не доезжая несколько километров до указанного поселка, в окрестности нынешнего с. Капсал. Одного из старцев, согласно преданию, зовут днгэйн суутай Монхор, он из местности Ээдэй (Зурцаган). Другой — Ботог туургэн hалуудар ил Баторойн хубуун hалуудар, был из местности Дурлай (Зады). Место это внешне никак не оформлено. Можно определить его лишь по обилию лежащего тут разбитого стекла, бутылок, монет. Также много разбросано вблизи его полуистлевших целлофановых и бумажных пакетов, в которых были продукты [ПМА, 1997, 2005, личное наблюдение].
Нужно заметить, что в начале 90-х годов была предпринята попытка перенесения прежнего места бариса чуть далее на 1,5-2 км. в сторону г. Иркутска. Оно было указано ламой, приехавшим выбирать место для сооружения местного дацана. В указанном ламой месте были сооружены у дороги сэргэ — столбы, сделаны беседки и оформлен сворот с трассы. По нашим наблюдениям буряты останавливались всегда на прежнем месте. Здесь открыв бутылку водки капают на землю, бросают кусочки пищи, обычно молча, если закуривают, то кончик отламывают и бросают, т.е. отдают дээжэ, кидают мелкие монеты, достоинством 5,10,50 копеек. Водители частных машин и маршруток не останавливаются, но проезжая, через форточку бросают, предварительно отломив кончик сигареты. Обычно, для этого используют одну сигарету, от которой каждый раз проезжая, отламывают частички. Что же касается нового места барьса, то тут останавливаются туристы и те горожане, которые едут на Байкал, здесь они также кидают монеты.
Угощение двух дорожных находит некоторые параллели в обрядовой деятельности кудинской локальной группы конца XIX — начала XX веков, которые в это время устраивали обряд «харгында»- дорожным. В нем угощение предназначалось Шото Монхору, который предположительно в XVIII веке погиб в пути из г. Иркутска. Он происходил из одного из родов, расселенных в местности Капсал, имел шаманское утха. Спустя полгода после своей смерти, тело было найдено и захоронено, на одноименной, что местность горе.
Библиография:
Хандагурова М.В. Обрядность Кудинских и Верхоленских бурят во 2 половине ХХ века (бассейнов верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка) – Иркутск: Изд-во «Амтера», 2008. – С. 80-83