Первый бурятский шаман «Моргон-Хара»

article1466.jpg

Источник заимствования — ресурсы мировой Сети.

В устном предании сохранилось до настоящего времени, будто бы первый бурятский шаман был некто Моргон-Хара, которому приписывают сверхъестественную силу и говорят с большим уважением о его достоинствах.

Моргон-Хара нисколько не уступал и даже по видимому, превосходил царя злых духов «Эрлен-Хана» своими таинственными силами и чародейством.

Моргон-Хара вел жестокую борьбу со злыми духами, которые всегда стремились поймать человеческую душу и посадить ее в ад, по приказанию своего царя Эрлен-Хана, т.е. царя – сатаны, который управлял злыми духами.

Первый бурятский шаман Моргон-Хара никогда не давал душу человека злому духу, который старался поймать душу, а поймавши ее, злой дух запирал ее в ад, заковывал в тяжелые железные цепи, которые надевал на шею, на руки и на ноги, чтобы пойманная душа не могла убежать обратно к своему телу или в Улан-Хат, куда они убегают иногда во время преследования злыми духами и прячутся в Улан-Хат, где злые духи не могут поймать человеческую душу, ибо ей покровительствует Улан-Хат.

Тот человек, у которого похищена душа злыми духами, заболевал сильно и умирал, если к нему тотчас же ни призывали шамана Моргон-Хара. Шаман Моргон-Хара приходил в дом больного, вылечивал его от болезни таким образом: когда приходил в дом Моргон-Хара, то первым делом узнавал, от чего он заболел, и во вторых находится ли душа в теле, для этого Моргон-Хара шаманил: он искал душу больного везде, где мог и наконец входил в ад и там находил душу больного, заключенную в тяжелые железные цепи. Моргон-Хара всегда освобождал заключенную душу и возвращал ее телу, таким образом Моргон-Хара всегда освобождал и спасал людей от верной смерти, на которую осуждали людей злые духи. Злой дух долго бесполезно боролся с шаманом Моргон-Хара, превосходившего его во всех отношениях. Несколько раз злой дух похищал души людей и заключал их в ад, а шаман Моргон-Хара возвращал душу обратно телу.

Наконец, злой дух поднялся на небо к Эсэгэ-Малан Тэнгэри жаловаться на шамана Моргон-Хара, который так жестоко поступал со злым духом, обижал его на каждом шагу. Злой дух говорил Эсэгэ-Малан Тэнгэри: «Ты создал нас обоих и приказал разделить людей пополам, живых ему, т.е. шаману Моргон-Хара, а мертвых мне (т.е. души умерших людей), но шаман Моргон-Хара не дает мне ни одной души, я возьму какую-нибудь, посажу в ад или спрячу куда-нибудь, а Моргон-Хара находит везде и освобождает, вследствие этого не могу овладеть ни одной человеческой душой, таким поведением Моргон-Хара нарушает Твое повеление, которое должно исполняться с обеих сторон нерушимо до окончания света (по-бурятски – галаби болсо).

Эсэгэ-Малан Тэнгэри захотел испытать правдивость жалобы царя злого духа Эрлен-Хана и могущество шамана Моргон-Хара, которому придавали сверхъестественную силу и который соперничал с царем злых духов.

Эсэгэ-Малан Тэнгэри взял душу одного человека, положил в бутылку и закрыл отверстие бутылки большим пальцем правой руки. Тот человек, от которого взята была душа, сильно заболел, послали за шаманом Моргон-Хара, который немедленно пришел в дом больного человека и начал шаманить, в это время он был в аду, где заключались пойманные души людей, осужденных к смерти злым духом. Моргон-Хара там не нашел ее и не мог найти. Моргон-Хара побывал везде: под землей, под водой, в пещерах и в лесах, нигде не мог найти душу больного и видя это, сел на хэсэг (по русск. Бубен), поднялся на небо, там искал в разных местах и наконец нашел душу больного в бутылке, отверстие которой Эсэгэ-Малан Тэнгэри заткнул большим пальцем правой руки. Вот Моргон-Хара думает, как бы выручить душу больного и выдумал такое средство: обратился в осу и ужалил Эсэгэ-Малан Тэнгэри в лоб. Этот последний от испуга, правой рукой ударил себя по лбу, а в это время Моргон-Хара освободил душу больного и начал спускаться вниз на землю. Эсэгэ-Малан Тэнгэри опомнившись, посмотрел в бутылку, но ее там уже не было, когда он посмотрел кругом, то увидел что Моргон-Хара, взяв душу, спускался на землю, сидя на хэсэ (на бубне).

За это Эсэгэ-Малан Тэнгэри рассердился на шамана Морго-Хара и сказал: «Если ты от меня взял душу человека, то, конечно, никому не уступишь ее и нужно уменьшить те таинственные силы, которые даны были тебе Мною, для защиты бедных земных жителей от неправды, от угнетений сильных и от несправедливого преследования злых духов и прочих заянов».

Эсэгэ-Малан Тэнгэри разделил хэсэг шамана Моргон-Хара, сидя на котором тот поднялся искать душу человека, на две части, через это уменьшил силу шамана, но не одного Морго-Хара, а вообще всех шаманов, бывших после Морго-Хара.

Эсэгэ-Малан Тэнгэри наказал шамана Моргон-Хара следующим образом: поставил его на северо-восточной стороне на черный камень величиной с быка, чтобы Моргон-Хара на этом камне скакал до тех пор, пока совсем не сотрется и ничего не останется от него, тогда исполнится его полное наказание за то, что осмелился дерзнуть на Отца Неба. Моргон-Хара до сих пор скачет на одном и том же месте и на том же камне, где его поставил Отец Неба. После Моргон-Хара все шаманы далеко стали слабее знаниями и силами и не достигали такого совершенства, как шаман Моргон-Хара, потому что отец неба (Эсэгэ-Малан Тэнгэри) уменьшил их силы и знания.

Все шаманы ходили далеко и переносились с места на место с такою быстротой, как пуля, руками своими всюду  доставали, и куда угодно брызгали тарасун в виде жертвоприношений своим заянам, глазами своими видели  нечистых духов и жителей того света, ушами слышали и даже разговор духов и часто сами разговаривали с духами и заянами, наконец, предсказывали будущее за несколько десятков лет.

Силы у шаманов постепенно уменьшались так же, как и у Моргон-Хара, у которого мало-помалу стиралось тело от  постоянного скакания на одном месте, когда Моргон-Хара совсем сотрется, тогда шаманов не будет, но перед этим временем явится множество шаманов, которые ничего не будут знать, как говорится «хэн-хэрэк-боо болхо, хэвзэ курган-хуса болхо». Когда стерлись ноги у Моргон-Хара, то все шаманы перестали так далеко и всюду ходить, и так быстро, как пуля, т.е. потеряли духовные ноги. Когда у Моргон-Хара стерся живот, т.е. внутренность его, то все шаманы стали ненасытными и жадными до всего, этим объясняется алчность шаманов.

Когда у Моргон-Хара стерлось сердце, то все шаманы стали бессердечными и безжалостными к людям, к больным и равнодушны к своим обязанностям.

Когда у Моргон-Хара стерлись руки, то у всех прочих шаманов руки стали коротки, они уже не могли достать, как прежде, как хотели далеко, когда брызгают тарасун или приносить жертву заянам, то жертвы не доходят до предназначенного места того духа, которому приносится жертва или брызгается тарасун, а она останавливается на пути где-либо, потому и больные помирают, что заяны не умилостивляются и не отпускают душу больного.

Когда у Моргон-Хара стерлись рот и язык, то и все шаманы стали словоохотливы и склонны к пустым разговорам, все молитвы свои позабыли и смешивали одни с другими.

Когда у Моргон-Хара стерся нос, то все шаманы потеряли то духовное обоняние, посредством которого узнавали по запаху злых духов, например о присутствии ада (у бурят тоже, что русский домовой, только ада отличается тем, что ест маленьких детей).

Когда у Моргон-Хара стерлись уши, то все шаманы потеряли тот чуткий слух, посредством которого слышали разговоры злых духов и заянов.

Когда у Моргон-Хара стерлись глаза, то все шаманы стали слепы духовными глазами, ничего не видели, не так как прежде: прежние шаманы видели злых духов, жителей того света и своих заянов, разговаривали с ними, расспрашивали и узнавали от них много тайн, предсказывали будущее за несколько лет вперед и устраняли от людей разные несчастья и болезни.

Когда у Моргон-Хара стерся головной мозг, то все шаманы стали беспамятными, все молитвы позабыли или искажали, читали, т.е. говорили неправильно и забыли имена заянов, не знали как приносить жертву и брызгать тарасун и даже начали забывать, как гадать на лопатке жертвенных животных, не могли знать какой заян и чего требует от больного: брызганья тарасуна или приношения жертвы, и какого именно животного, вследствие этого больные часто умирали. Теперь говорят, у Моргон-Хара осталась только верхняя часть головы. Когда совсем сотрется Моргон-Хара, тогда у бурят шаманов не будет, все шаманы постепенно забудут молитвы, обряды приношения жертвы или брызганья тарасуна или вина своими заянам, и все шаманы будут хуже, по сравнению со своими предшественниками, а прежние шаманы мертвых воскрешали, бедных делали богатыми и почти управляли небом и землей.

 

Библиография:

Первый бурятский шаман «Моргон-Хара» // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества Т. XI : 1880, № 1-2 : Май / ред. М. В. Загоскин. - Иркутск : Тип. Н. Н. Синицына, 1880, 31 июля. – С. 87-89 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

666001, Россия, Иркутская область
п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 15 "Г"

+7 (39541) 3-11-78
+7 (39541) 3-04-79
 

e-mail: [email protected]

Режим работы:

пн, вт, ср, чт, пт,  9:00 - 18:00

вс 10:00 - 18:00

сб - выходной день

последний четверг месяца – санитарный день