Религия

 Шаманизм

 
Шаманский обряд 
Традиционной религией бурят является шаманизм. Главное и характерное в нем – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью особых людей, шаманов, можно влиять на них, чтобы обеспечить благополучие, отвратить беду.
 
Верховными божествами у бурят-шаманистов почитаются небожители – тэнгэрины, местообитание которых находится на видимом небе. Самым старшим из них считается Эсэгэ Малаан-тэнгэри. Число всех тэнгэринов 99, из них 54 западных добрых и старших во главе с Заян-Саган-тэнгэри (у кудинских бурят) и Хан-Тюрмас (у балаганских) и 44 восточных, младших и враждебных бурятам под предводительством Хамхир-Богдо (у кудинских бурят) и Атан-Улан (у балаганских). В качестве высшего бога-творца выступает Вечное Голубое Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгэри). 
 
Ниже тэнгэринов стоят их дети – хаты (ханы), посланники на земле. Далее следуют духи-эжины (хозяева) крупных географических объектов, духи знаменитых предков и шаманов. Многочисленную группу почитаемых сил составляют эжины местных рек, озер, возвышенностей, души умерших семейно-родовых старейшин и шаманов. Самую низшую ступень занимают бесчисленные безымянные духи – духи умерших простых людей. Особую группу образует низшая демонология – ада, шудхэр, анахай и прочие, постоянно творящие козни.
 
Обрядовая система бурятского шаманизма весьма сложна и многообразна. В ней были обряды обязательные и необязательные, общественные, групповые, семейно-родовые и индивидуальные. Общественными молебствиями руководили знатоки-старшины. Все другие виды проводились с помощью шаманов. В культовую систему входили священные места: обо, бариса, шаманская роща, почитаемые скалы, источники и тому подобное.
 
Бурятские шаманы имели наследственное происхождение – избранничество, проходили школу подготовки и обрядовые посвящения, подразделялись на белых и черных, высших и невысших, в зависимости от степени посвящения обладали определенной атрибутикой: костюмом, головным убором, бубнами, тростями. Они сочетали в себе функции служителя культа, астролога, врачевателя, поэта, артиста, знатока традиций и родословий, общественного деятеля – идеолога.
 
Бурятский шаманизм, как определенное мировоззрение, настроение и система действий, охватывал все стороны жизни народа, выполнял широкие социальные функции, сказывался на образе жизни, психологии и культурных традициях. В своей истории он испытывал влияние буддизма, христианства и других культурно-идеологических систем, подвергся эрозии и определенному вытеснению. В советское время претерпел существенную трансформацию, утратил многие структурные элементы, предельно сузил социальные функции, многие из шаманов были репрессированы. Со второй половины 80-х годов началось возрождение шаманизма и усиление его роли в этнонациональном менталитете.
 
 
Буддизм
 
В силу различных обстоятельств буддизму не суждено было широко распространиться в Западной Бурятии. Первый буддийский дацан на территории округа был построен в 1814 году в Большой Алари. В годы революции, гражданской войны и начального этапа советской власти прошла волна перехода бурят в буддизм, открыты Кырменкий (1912-1917), Унгинский (1918), Алятский (1922), Муринский, Бильчирский и Харанцинский дацаны и дуганы. Однако вновь возникшие дацаны и буддийские общины не успели развернуть свою деятельность и пустить глубоко в массах корни: новая власть повела решительную борьбу с религией и церковью, преследовать служителей культа. В 20-30 годы постепенно перестали существовать буддийские дацаны и дуганы.
  
 
В посткоммунистический период, в связи с новым возрождением религии и церкви, верующие буряты округа добились строительства нового дацана в пяти километрах от окружного центра. 6 июля 1992 года состоялось открытие и освящение этого дацана. На сегодняшний день он перевозится на территорию поселка и будет находиться при въезде в поселок Усть-Ордынский.
 
 
Христианство
 
Православный храм 
Христианская вера, насчитывающая две тысячи лет, является самой распространенной в мире. Распространение христианства в Бурятии началось с появлением первых русских землепроходцев.
 
В начале XX века в Западной Бурятии занимались проповедованием христианства 27 миссионерских станов, около 60 миссионерских школ, были переведены и изданы на бурятском языке свыше сорока религиозно-нравственных книг, календари, в Иркутской миссии трудились десятки бурят в качестве священников, переводчиков, учителей, старост. За более чем двухсотлетний период сформировалось бурятское православие, общее число крещенных достигло 45 тысяч. Наибольших успехов христианство добилось у приангарских бурят.
 
На территории будущего округа было 35 действующих православных церквей. Они имелись во всех крупных русских селах и в каждом бурятском ведомстве. После революции 1905 г. начался процесс отторжения от христианства. В советское время бурятское православие как таковое перестало существовать.
 
В настоящее время в нашем округе православных храмов совсем немного. Один из них находится в Аларском районе, другой – в с.Тихоновка Боханского района, на начальной стадии строительство храма в с.Оса. В окружном центре действует приход, созданный в помещении заброшенного, некогда жилого дома в 1995 г., здесь каждое воскресенье проходят службы, проводимые приезжающим из Иркутска священником, другие церковные обряды.
 
На сегодняшний день в самом центре поселка возводится православный храм. Белые каменные стены, восьмиугольная форма, купол, внешним видом напоминающий шатер – таким он предстанет перед жителями поселка.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

666001, Россия, Иркутская область
п. Усть-Ордынский, ул. Советская, 24А

+7 (39541) 3-11-78

e-mail: uo.lib@mail.ru

Режим работы:

пн,вт, ср, чт, пт, вс 10:00 - 18:00

сб - выходной день

последний четверг месяца – санитарный день