Особенности проведения выставок и массовых мероприятий разных форм в библиотеке

Особенности проведения выставок и
массовых мероприятий разных форм 
в библиотеке

 
 
г. Ангарск
2011  

 

 
 

 Методическая копилка

Особенности проведения массового мероприятия
Цель массовой работы - стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей. В основе библиотечных мероприятий всегда лежит пропаганда лучшей литературы, каждый читатель вправе выбирать для себя любую литературу, но пропагандировать мы должны только лучшую.
Приступая к разработке годового или месячного плана работы библиотекарю следует ставить чёткие цели и задачи массовой работы вообще и каждого ме¬роприятия в частности. Например, главная цель мероприя¬тия — приобщение к книге, развитие интересов чтения. Достижению этой цели поможет решение следующих за¬дач: познакомить читателей с лучшими образцами художественной литературы, показать красо¬ту родного языка, научить сопережи¬вать героям книги, стимулировать  фантазию читателя.
При подготовке и проведении мероприятий в   библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные   требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:
Особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобще¬ния к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало, и в ка¬кой бы форме ни проходило, подразу¬мевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.
Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определённых установок:
Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга читателей, чтобы каждый мог проявить свои зна¬ния, способности и дарования. Иде¬альный вариант, когда принять уча¬стие могут все приглашённые. 
Мероприятие не должно быть пере¬гружено и затянуто. Для взрослых мероприятие идет от 40 минут до 1 часа, при проведении больших праздников допускается 1,5 часа. Для детей дошкольного возраста – 20-25 минут с физкульминутками, для младшего школьного возраста 20-30 минут, для остальных не более 40 минут, при проведении праздников допускается 1 час.
При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития читателей. Необхо¬димо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя ориен¬тироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто — это неинтересно, когда очень сложно — тоже неинте¬ресно. Излишняя простота и излиш¬няя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, прове¬дённая работа будет бесцельной; 
Мероприятие должно быть захваты¬вающим, а это зависит от форм пода¬чи материала, активности участников. Все читатели нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем кра¬сочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не по-следнюю роль играет и принцип на¬глядности. Поэто¬му очень важно использовать не толь¬ко живой язык, эмоциональный рас¬сказ, метафоры, эпитеты, но и иллю-стративный материал, музыку, видео¬материалы, электронные презентации;
Мероприятие не должно быть «меро¬приятием». Активное применение игровых и занимательных форм рабо¬ты в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных спо¬собностей детей и подростков; 
При подготовке массовых мероприя¬тий необходимо учитывать возраст¬ные и психологические особенности читателей. Например, для младших школьников характерными особенно¬стями являются стремление позна-вать мир в игре, быстрая утомляе¬мость, неумение долго концентриро¬вать внимание, повышенная эмоцио¬нальная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы.
Название и форма мероприятия должны соответствовать возрастной группе читателей.
Подготовка и проведение мероприятия включает в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. 
1.Библиотекарь дол¬жен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. 
2. Изучить материалы по теме, подобрать необходимые документы из разных источников
3. Определить круг  заинтересованных лиц, организаций, учреждений, провести переговоры с ними
4. Реклама мероприятия, рекламная кампания
5. Разработка структуры мероприятия, написание сценария 
6. Подбор иллюстративного материала, музыки, организация книжных выставок к мероприятию
7. Подготовка участников мероприятия
8. Оформление аудитории
9. Проведение мероприятие, его фиксирование
10. Изучение эффективности мероприятия, анализ мероприятия, выявление его достоинств и недостатков
11. Пропаганда проведенного мероприятия
 
 
Читательские конференции и обсуждения книги.
Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Читательские конференции дискуссионны. В их основе лежит обсуждение прочитанного, свободный обмен взглядами. Они проводятся по ряду произведений, объединенных одной темой; по творчеству отдельных авторов. 
Этапы подготовки читательской конференции:
1 этап – выбор книги. Книга должна отвечать следующим требованиям: быть проблемна, дискуссионна, вызывать споры и неоднозначную оценку читателей и критиков.
2 этап – определение читательского назначения, выбор аудитории. Привлечение к проведению специалистов.
3 этап – важен «паблик рилейшнз», т.е. реклама конференции в СМИ, среди читателей, преподавателей, родителей и т.д.
4 этап – пропаганда произведения, литературы о нем и об авторе. Большую роль в этом может сыграть тематическая выставка, которую заблаговременно оформляют в библиотеке.
5 этап – разработка вопросов к конференции. Нельзя предлагать вопросы, которые носят проверочный характер. Вопросы должны поднимать проблемы, затрагивать струны в душе читателя. Вопрос должен натолкнуть на размышления, заострить внимание на поставленных проблемах, вызвать желание высказать свое собственное мнение, услышать и оспорить мнение других, заставить перечитать произведение.
6 этап – подготовка аудитории к мероприятию. Необходимо создать атмосферу доверия и непринужденного общения. Н-р, расставить стулья так, чтобы собеседникам было удобно смотреть друг на друга. Организовать пространство так, чтобы общение шло на равных, а ведущий не воспринимался как человек над слушателями.
7 этап – фиксация читательской конференции. Если есть техническая возможность нужно вести запись конференций.
Как вид читательской конференции – обсуждение книги.
Обсуждение книги не только заставляет читателя познакомиться с новинками, но и подумать над ней, поговорить, что способствует приобретению навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьезная и длительная подготовка.
     1.  Правильный выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим и это так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда проведение обсуждения оправдано.
      2. Составляется план подготовки обсуждения.
Самое главное – учесть возможность индивидуального подхода к будущим участникам обсуждения, оказание им необходимой консультационной помощи, подбора литературы и т.д. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нем должны занимать выступления читателей. Можно, кроме этого провести сбор письменных отзывов.
   3. Проведение обсуждения: обсуждение открывается кратким (5-10мин.) вступительным словом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интересным, дать общее направление выступлениям, но ни в коей мере не предвосхищать мнения читателей о книге. Больше времени  следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе дается оценка произведения и корректируется, если это необходимо, неверные высказывания читателей.
4.  Фиксирование обсуждения. Материалы обсуждения – отзывы читателей, протокол, план подготовки, представляющие большой интерес, собираются и хранятся в библиотеке.
  
Литературные суды особенно были распространены в 20-30 годы. На них бичевали  невежество, пьянство и другие пороки. Сейчас эта форма может быть привлекательна для молодежи, так как позволяет людям раскрыть свои артистические способности, самоутвердиться, самовыразиться. Такие мероприятия построены на стимулировании познавательной читательской деятельности участников. Сценарий литературного суда строится на основе суда настоящего, т.е. это имитационная ролевая  игра. Важно наличие   действующих лиц: судьи, общественного обвинителя, защитника, свидетелей обвинения, прокурора и др. Участник, которому досталась та или иная роль, должен её хорошо знать. Исходя из фабулы и сюжета, произведения  выбираются  потерпевший, обвиняемый, свидетели. Каждый участник в силу своих данных (артистизма, речевых качеств, напористости) играет свою роль. Нужно быть готовым  к тому, что итог суда может зависеть не от сюжета произведения, а от активности и творческой инициативы исполнителей ролей. После выступления всех действующих лиц: судьи, общественного обвинителя, защитника, свидетелей обвинения (а это своего рода обсуждение книги) зачитывается постановление литературного суда и выносится частное определение. К недостаткам этой формы относится то,  что основной акцент делается на фабуле, сюжете произведения. Обсуждаются поступки героев, зачастую как реальных лиц, дается их оценка с точки зрения моральных норм и правил того времени и современности. 
 
Диспуты.
Подготовку к диспуту надо начинать … с себя. Выбирая тему, осмысливая цель встречи, нужно выработать свою точку зрения, чтобы затем, приглашая специалистов, говорить с ними квалифицированно, без робости. А приглашать специалиста нередко приходится. И лучше всего диспут вести библиотекарю. Глубокое знакомство с проблемой, выработка собственной позиции – все это требует времени. Приходится пересмотреть кипу книг, перелистать подшивки периодики – в общем, углубиться в тему по возможности профессионально. 
 1. Анкетирование читателей – поможет подобрать вопросы к диспуту. Его задача – помочь организаторам составить представление о взглядах и мнениях будущих участниках диспута, узнать аудиторию, с которой придется встретиться.
2. Разработка вопросов диспута – еще один важный этап подготовки, скрывающий в себе немало «подводных камней». Вопросы должны включать в себя зерно спора и ориентировать людей на творческую активность.
3. Следующий этап – поиск и выбор специалиста. Это очень ответственный момент подготовки. Выбор специалиста зависит от того, какую тему вы выбрали (можно пригласить и педагога, и психолога, и юриста).
4. Определение актива, его подбор – еще один этап подготовки к диспуту. Важна и предварительная подготовка аудитории. Готовят не шпаргалки, а именно заинтересованный актив участников.
Что делать в случае неудачи? Вдруг люди постесняются говорить, не увлекутся темой? Нужна  «подстраховка». Для этого готовят нескольких   выступающих. Имея разработку диспута, организаторы приглашают разных людей. Каждого конкретного человека вводят в суть предстоящего разговора и спрашивают, есть ли у них мнение по данному  вопросу. Согласится ли он высказать свою точку зрения на диспуте. Но, уважая его мнение, организаторы никогда не спрашивают, о чем будет говорить человек.
Именно это гарантирует диспуту  особую остроту. Но главное все же – нащупать в разговоре самые «болевые» точки. 5.Реклама. Она должна быть обязательно. Может это будет афиша. Лаконично, красочно и четко она должна выразить смысл, суть диспута.
6. Анализ диспута. Диспут окончен. Каков его результат? Меняется ли что-либо в сознании людей? Результаты диспута могут служить отправной точкой для следующих мероприятий.
 
Библиографические обзоры
Библиографический обзор книг, периодических изданий, аудиовизуальных документов - это один из так называемых в «Справочнике библиотекаря» способов рекомендательно-информационного массового обслуживания.
Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений. Они могут быть универсальными и тематическими.
Цель обзора – заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений. Подготовка к любому виду устного обзора
осуществляется по единому плану: 
1.Изучение темы, определение целевого и читательского назначения. Содержание темы изучается по различным источникам, и даже в тех случаях, когда вопросы кажутся библиотекарю хорошо знакомыми, следует просмотреть новейшие издания, чтобы выбрать наиболее удачную формулировку темы обзора, определить его целевое и читательское назначение.
2. Поиск и подбор литературы. 
3. Группировка произведений печати и их характеристика. 
4. Составление конспекта обзора и т.д. 
Требование к библиографическому обзору – научность, логичность изложения материала, четкость и наглядность. Они проводятся как самостоятельно, так и являются составной частью комплексных мероприятий типа Дня информации, Дня специалиста. Библиографический обзор иногда проводится в виде устных журналов.
Для справки: библиографический обзор в массовых и универсальных научных библиотеках начали применяться в начале 20-х годов под названием «вечера живой библиографии», «вечера рецензий», «библиотечные чтения».
    Готовясь к мероприятию, библиотекарь всегда задает себе вопрос: «Как заинтересовать слушателей излагаемым материалом? Как затронуть их профессиональные и личные интересы? Какие формы работы выбрать, чтобы читателю дать максимальный объем знаний?
    Опытный библиотекарь использует «мосты»: от известных читателю фактов к более сложным проблемам. Можно неожиданно предложить интересную по содержанию книгу («книга-сюрприз») или привлечь к произведению злободневной цитатой, полемическим высказыванием,  обратить внимание на книжную графику, иллюстрацию. Библиотекарь заботится о том, чтобы провести беседу динамично.
   Беседа окажется интересной, если в ней будут присутствовать элементы драматизма, интриги, конфликта, ожидания развязки. Весьма эффективной окажется беседа библиотекаря о рекомендуемой или прочитанной книге, о новых поступлениях, если она составлена из логической цепи вопросов и ответов. Кроме того, здесь действует прием создания так называемой «проблемной ситуации»: рассказывая о книге, остановиться на самом интересном, побуждая заинтересовавшегося читателя самому в процессе чтения узнать остальное (ответить для себя на вопрос «А что было дальше?»). 
  Обзор периодических изданий подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. Например, обзор толстых литературно-художественных журналов («Новый мир», «Иностранная литература», «Москва» и т.д.). По структуре обзор состоит из 3-х частей:
1. Вводная часть, где читателя вводят в тему;
2. Сам текст обзора;
3. Заключение.
 
1. В водной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителя, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, на которых стоит обратить внимание читателей. Фамилия главного редактора достаточно интересная информация. Например, главными редакторами одного из самых авторитетных «толстых» журналов - «Нового мира» в свое время были Твардовский, Симонов, Наровчатов, Залыгин.  
2. Характеристика основных рубрик журнала. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора.
Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т.д. Для оживления обзора обращают внимание на иллюстрации, цитаты и т.д.  Тематические обзоры можно проводить с использованием аудиовизуальных материалов (аудиозаписей, видеозаписей, слайдов, фрагментов видеофильмов). Такие обзоры проводятся, как правило, по изобразительному искусству, музыке, театральному искусству и т.д.
 
Премьера или презентация книги 
Премьера книги (или презентации) - рекламно-информационный метод, сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и её рекламу.
Премьера – значит «первая». Что соответствует информационному характеру мероприятия. Нечто строгое, торжественное. Наиболее удачно  можно использовать премьеры книг для литературного краеведения, так как это позволяет привлечь к мероприятию всех, кто принимал участие в выходе книги в свет. Во-первых, сам автор. Он расскажет о том, как задумывалась книга от замысла до воплощения,  о  трудностях и проблемах, о прототипах героев. Также читателям будет интересно услышать художника-иллюстратора, представителя издательств и т.д.
Презентации – от слова «подарок», это больше соответствует задачам рекламы. Ближе к празднику, шоу.
Библиотеки удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник - подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги.
    Как показала практика, наиболее удачно проходят премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в ее выходе в свет. 
 
Этапы презентации книги:
1. Автор рассказывает читателям об истории написания книги, о трудностях и проблемах, которые стояли у него на пути и т. д. 
2.Выступления тех, кто способствовал появлению книги. Можно представить   художника, который оформлял книгу. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, участников событий и др. 
3. В сценарий можно включить стихи, песни,  инсценировки, связанные с сюжетом и биографией  автора. 
4. В заключении автор подписывает книги, раздает автографы. В более узком кругу активных читателей устраивается чаепитие. 
 
 
Литературный вечер
Литературный вечер – одно из самых распространенных мероприятий, проводимых библиотеками. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. При проведении литературных вечеров главное, чтобы интерес  у читателя лежал на грани известного и неизвестного. Читатели теряют интерес,  если речь идет о давно известных фактах, о том,  что они знают и без библиотекаря. Нужно при составлении сценария находить интересные, малоизвестные факты, которые вызовут интерес.
Существует много модификаций литературных вечеров: лит. – музыкальная композиция, лит. – музыкальная гостиная, литературный салон, утренник, литературный праздник. 
Литературные вечера могут быть тематическими (например,  «Строка, оборванная пулей»- писателях, поэтах, погибших на фронтах Вов); мемориальными (посвященными творчеству отдельного автора); жанровые (например, «Поэзия Серебряного века») и т.д.
Организация литератур¬но-музыкального вечера представляет собой сложный процесс, состоящий из не¬скольких этапов. 
1. Выбирают те¬матику литературно-музыкального ве¬чера. Существует несколько требова¬ний к выбору темы: 
детальное изучение запросов читате¬лей, их интересов;
актуальность тематики;
согласованность плана проведения ли¬тературно-музыкального   вечера   с планом библиотеки;
определение читательского и целево¬го адреса мероприятия.
Тема вечера также может опреде¬ляться с помощью анкетирования чита¬телей: можно попросить их самих вы¬брать тему.
2. Подбор и обработка материала. Существенную помощь в подбо¬ре материала для сценария может оказать библиограф библиотеки. 
3. Подготовка сценария к литературно-музыкальному вечеру предусматривает: поиск материалов по теме, просмотр каталогов, картотек, библиографиче¬ских пособий,
обработку собранного материала, от¬бор наиболее ценного, корректировку данных и оформление сценария.
4. Подготовка самого вечера, вклю¬чающая в себя несколько элементов:
распределение ролей между участни¬ками вечера;
работа с гостями вечера, выступление которых предусмотрено в сценарии;
оформление художником афиши и пригласительных билетов;
обсуждение музыкального оформления вечера;
репетиционная работа;
распространение пригласительных би¬летов;
создание комфортных условий для осуществления мероприятия, оформ¬ление зала, фойе.
5. Заключительным этапом литератур¬но-музыкального вечера является ана¬лиз проведённого мероприятия. Анализ включает в себя выявление удачных мо¬ментов вечера, а также допущенных ошибок. Проведенный анализ поможет усовершенствовать дальнейшую дея¬тельность в этом направлении.  
Подготовка лит. вечера – творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и т.д. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя за верные ответы.
   Цикл вечеров о жизни и деятельности одного выдающегося человека получил название «чтений». Например, «Ломоносовские чтения», «Пушкинские чтения», «Чеховские чтения» и другие.
 
К комплексным мероприятиям, предполагающим эстетическое воспи¬тание путем использования синтеза искусств можно отнести литера¬турно-музыкальные, литературно-ху¬дожественные, музыкально-драмати¬ческие композиции.
Литературно-музыкальная компози¬ция развивает вкус, расширяет круго¬зор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Использование отдельных ярких дета¬лей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу по-гружения в искусство.
При подготовке литературно-музы¬кальной композиции, желательно воз¬держиваться от перегруженности. Поэ¬тому наряду с литературно-музыкаль¬ными композициями можно проводить и литературно-художественные компо¬зиции, где поэтические фрагменты со¬четаются с видеоматериалом, а музы-кальное сопровождение может быть фрагментарным или служить тихим фо¬ном.
Желательно стремится к тому, чтобы как можно больше читателей смогли выступить в роли чтецов и исполнителей. И, наконец: форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.
Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. 
Литературные вечера и встречи могут посвящаться как жизни и  творчеству отдельного писателя, так и эпохе (н-р, Серебряный век). 
 
Ещё большее воздействие оказы¬вают на читателей (особенно малень¬ких), костюмированные балы и празд¬ники. Положительные эмоции усиливаются за счёт того, что ребята зара¬нее готовятся принять участие в празд¬нике, учат стихи, песни, вместе с роди¬телями готовят костюмы. Плюсами та¬кого рода мероприятий являются глу¬бокое эмоциональное воздействие, возможность привлечь к непосред¬ственному активному участию читательский актив, предоставле¬ние им проя¬вить себя, свои способности и дарова¬ния. Можно подчеркнуть, что при орга¬низации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения меро¬приятий не должно превышать часа. Как правило, литера¬турный утренник или праздник строят¬ся по следующей схеме: вступление библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художе¬ственное чтение, конкурсы и т. п., объе-динённые общей темой и заключением, в котором ведущий кратко резюмирует идею праздника.
 
 
 
Бенефис читателя
Эффективным средством пропаганды лучших читателей, повышения их престижа  в  глазах сверстников  является  бенефис  читателя.  Это комплексное мероприятие, в котором сочетаются различные формы и методы. «Бенефис» определяется  как «театральное  представление в честь одного из актеров». В библиотечной практике бенефис — представление в честь одного из читателей. 
1. Важную роль при проведении бенефиса играет выбор читателя-бенефицианта. Он должен отвечать определенным требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью, потенциал которой даст возможность библиотекарям «раскрутить» ее, раскрыть ее разносторонние интересы, дарования, способности. 
2. При подготовке  сценария библиотекари может советоваться  с бенефициантом, обговаривая отдельные элементы мероприятия, его детали. 
3. Проводится мероприятие в самой разной форме, н-р,  в форме интервью. 
4. Оформление сцены. Например, журнальный столик и кресла для ведущего и бенефицианта, стеллажи с книгами и журналами, отражающими читательские интересы. 
5. Проведение бенефиса. Ведущий задает бенефицианту  вопросы о детстве, семье, учебе, увлечениях, о роли чтения, книг и библиотеки в их жизни. Для разрядки читаются его любимые стихи, исполняются песни. Слушатели могут задавать из зала острые вопросы.  В заключении бенефицианту вручается подарок или диплом.
Как разновидность бенефиса читателя можно рассматривать вечер-портрет. Он также посвящен конкретной личности. Отличие состоит в том, что здесь выбираются не просто самые лучшие, хотя и мало кому знакомые читатели, а, наоборот, известные, знаменитые люди. Это могут быть художники, артисты, поэты и др. Иногда же, напротив, можно посвятить вечер-портрет малоизвестным, но интересным людям — коллекционеру, человеку, объездившему много экзотических стран, многодетной матери и др.
Не нужно забывать и свою профессию. Вечер-портрет библиотекаря будет способствовать повышению престижа нашей профессии, поможет сформировать у читателя ее положительный имидж.
В основе вечера-портрета лежит литературный сценарий. В течение вечера представляются самые разные стороны жизни представляемого: как профессиональная, так и личная. Приглашаются его друзья, сослуживцы, члены семьи.
Подобные вечера-портреты можно проводить на предприятиях целью чествования заслуженных людей — специалистов, рабочих.    Они могут выполняться по заказу как платная услуга. Их полезно использовать в профориентационных целях для старшеклассников, знакомя их с  представителями разных профессий.
 
Устный журнал
Устный журнал – оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы, о содержании новых периодических изданиях. Главная отличительная особенность этой формы – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. Устный журнал может быть и тематическим. По  характеру он похож на обычный научно-популярный журнал. В той или иной степени ему присуще: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. Например, можно назначать его на 1 вторник каждого месяца и т.д. Как и в каждом журнале, здесь должны быть рубрики, разделы. Важно оформление журнала: обложка, титульный лист, заголовки рубрик, символы и атрибуты. Для оформления устного журнала можно использовать компьютерные презентации. Выпуск журнала может охватить одну или несколько тем. При этом информация по каждой странице должна быть краткой, чтобы весь журнал продолжался от 40 до 45 минут. Выпуски устного журнала имеют отдельные названия.
   Методика подготовки достаточно проста, и ее можно свести к нескольким этапам:
1. Выбор названия. Он определяется читательским и целевым назначением и служит его визитной карточкой, или  брендом журнала. Название должно быть коротким, запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории.
2. Определение состава редакционной коллегии. В нее кроме библиотекарей должны входить те, кто является специалистом в конкретной области или авторитетным лицом, кто заинтересован в «раскрутке» данного вопроса – представители власти, общественных организаций, краеведы и т.д. Рекомендуется приглашать сотрудников местных СМИ, которые могут освещать работу библиотечного устного журнала в своих изданиях.
3. Разработка основных рубрик. Как и в каждом журнале, здесь должны быть рубрики, разделы, например: «Проза», «Поэзия»,  «Встречи с интересными людьми»,  «Страницы юмора» и т.д.
4. Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – все это весьма важно.
5. Подготовка конкретного номера. Она включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.д.
Для справки: первые устные журналы в библиотеках стали широко применяться с середины 50-х годов, а их предшественники – «устные газеты» и того раньше – с 1922 г.
 
Громкие чтения.
Чтение вслух — самое простое и, вместе с тем, такое приятное занятие! К тому же универсальное для всех возрастов. При чтении возникает море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту семейную традицию, то и когда ребенок подрастет, он не станет держать свои мысли, сомнения при себе, а доверит их родителям. Не менее важно читать вслух и в библиотеке. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. 
Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: 
1. Четко выговаривать слова, 
2. Читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. 
3. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. 
4. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
Иногда после чтения можно провес¬ти беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чте¬ние без комментариев, которое даёт ре¬бёнку возможность самостоятельно ос¬мыслить прочитанное. Исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчёт о прочитанном. Можно предло¬жить нарисовать рисунки после занятия, т. к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют. Учитывая более силь¬ное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.
При проведении таких занятий биб¬лиотекарь должен учитывать следую¬щие моменты: 
1. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в пер¬вых-вторых классах 20-25 минут, в третьих-четвёртых — 30-35 минут. 
2. Ес¬ли чтение вслух сопровождается ви¬деофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздей¬ствие на школьников и после них ауди¬торию очень трудно успокоить. 
3. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания. Надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эф¬фект и не создавать ситуации принуж¬дения.
 
Краткая методика проведения игр
В своей практике библиотекари часто обращаются к играм и конкурсам как наиболее интересным формам массовой работы. Тем не менее нередки случаи, когда праздник не получается по-настоящему озорным и веселым. Какие «подводные камни» могут помешать успеху мероприятия? 
•  При проведении игры органи¬затор должен помнить о ее цели и составе аудитории.
•  Самые общие цели игры:
— знакомство и общение;
—  возможность участников про¬явить эрудицию, остроумие, лов¬кость, смекалку;
—  содействие раскрепощению людей.
•  Сложный момент в работе ор¬ганизатора — вовлечение в игру. Не¬опытный сотрудник начинает долго упрашивать людей, соблазняя их призами. Но большинству участников трудно преодолеть стеснительность и выйти на всеобщее обозрение.
•   Многие любят участвовать в веселых играх, но никому не хочется попадать в глупое положение. По¬этому не годятся игры, в которых предлагается: со связанными глаза¬ми шарить по полу в поисках уже убранного предмета, зубами брать подвешенное на нитке яблоко, но¬сом катить по полу шарик и т. п.
•   Не следует проводить игры с битьем посуды, переносом яиц в ложках. Начинайте с какой-нибудь игры по типу простого аукциона, адресованного всем: назвать город на определенную букву, подобрать противоположное по значению сло¬во (антоним), ответить на простые вопросы викторины. А затем, когда участники «расшевелились», в них проснулся азарт состязания, можно приступать к подбору команд, каж¬дой из которых дается название, связанное с темой вечера. Напри¬мер: «Топольки» — «Березки»; «Айс¬берги» — «Льдинки». Игру не следу¬ет затягивать, она должна идти в быстром темпе, поэтому в команде должно быть не более 5—6 человек.
•  При объяснении правил игры желательно избегать многословия. Если условия игры достаточно длин¬ные, их следует написать на боль¬шом плакате. Иногда объяснения правил подкрепляются практически¬ми примерами. Чтобы проверить, насколько понятны правила, игру можно прорепетировать.
•   Место проведения игры необ¬ходимо подбирать тщательно. Веду¬щий и участники должны быть хоро¬шо видны, ибо для одних игра пред¬ставляет собой интерес как процесс, для других — как зрелище.
•  Хорошо, если игра сопровож¬дается музыкой, комментариями ве¬дущего.
•  У игры могут быть форма и на¬звание. Например: форма — «игра-фантазия», название «Вот он какой — наш рыболов!». Над названием стоит хорошо подумать, иначе может полу¬читься не совсем удачное. Напри¬мер: вечер для людей старше 30 лет «Голова стала белою, что с ней я по¬делаю» или День пожилого человека «Старость не в радость».
•   При   составлении   сценария можно руководствоваться схемой: организаторы — аудитория — цель — задачи вечера — средства — фор¬ма — содержание (сценарий) — оформление помещения — ожидае¬мые  результаты библиотечного воздействия.
 
Викторины и литературные загадки
—  это формы работы, которые разви¬вают память, сообразительность, дают детям возможность проявить се¬бя.
Викторины — занимательные вопро¬сы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писа¬теля, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.
 
Литературные загадки — это угады¬вание произведения и автора по отрыв¬ку из книги, по книжной иллюстрации по портрету писателя и т. п. Не случайно они пользуются у школьников большим успехом. Здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сом¬нения. 
 
При проведении викторины существует одна опасность — надо со¬вершенно чётко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, гвалт, и что самое недопустимое - обиды и необъективность оценки. По¬тому что при нечёткой организации читатели  будут отвечать все сразу.
Подготовка к викторине — предва¬рительная работа с предлагаемой лите¬ратурой, организация книжной выстав¬ки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.
Кстати, можно порекомендовать но¬вые формы викторин: видеовикторина —  показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произ¬ведений, электронной презентации, а также викторины с использо¬ванием иллюстраций к детским книгам.
 
Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярно¬стью у детей, что не удивительно. Ведь эти формы массовой работы несут в себе элементы праздничности, не-обычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал бо¬лее эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.
К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утрен¬ники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сце¬нариям известных телеигр и множество других.
Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведе¬ния обзора литературы или частью си¬стемы мероприятий, посвященных од-ной теме. Методика проведения предпо¬лагает, что библиотека объявляет за¬благовременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подго¬товки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре лите¬ратуры. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в зна¬чительной степени это зависит от объё¬ма предполагаемого материала.
 
Путешествия (дилижансы, экскурсии) – мероприятия в игровой форме. При подготовке путешествия необходима стилизация дороги или путешествия  с обязательными остановками - станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.    
 
Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобра¬зиться в литературных героев. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно. Например, переход через вол¬шебную «речку», сделанную из куска ткани, «леший», который выскочил из-за угла, ответы на вопросы бабы-Яги, чтобы найти волшебный ларец с дра¬гоценными книгами вызывает живой неподдельный интерес у играющих. Понятно, что и восприятие в этом случае обостряется, и интерес возрастает.
 
Брейн-ринги, КВНы - их преи¬мущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают воз¬можность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опы¬та коллективного мышления, разви¬вают быстроту реакции, позволяют про¬верить познания и начитанность целого класса. Эти игры побуждают инициати¬ву, стимулируют познавательные инте¬ресы.
 
 
Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний сле¬дующая. 
1. Вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. 
2. Библиоте¬карь готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Подбирает музыку. При проведении игры целесообразно использовать му¬зыку, которая помогает создать празд¬ничное настроение и заполнить паузы при подсчёте очков.
3. Затем оформляется выставка литературы, делаются обзо-ры литературы. Учащимся даётся вре¬мя (от одной недели до месяца) на зна¬комство с темой и книгами. Можно по-знакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым бу¬дет проводиться игра. 
4. За одну-две неде¬ли до предполагаемого срока вывеши-ваются красочные объявления для зри¬телей. 
5. Формируется состав жюри, ко¬торое может включать школьников старшего возраста.
6. Подготовка атрибутики игры (волчок, карточки, жетоны и др.) Если по условиям конкурса предусматриваются письмен¬ные задания, необходимо заранее поза¬ботиться о бумаге и карандашах. 
7. Проведение игры. Перед началом игры ведущий чётко объявля¬ет правила и условия игры, очерёдность ответов, время на их обдумывание. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если призов нет, можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. 
 
Конкурсы.
Одной из форм работы, стимулирую¬щей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллю¬страцию к книге, на лучшую рукопис¬ную книгу по выбранной тематике, конкурс на лучшее стихотворение, творческую работу о каком-либо писа¬теле и т. п. Существует несколько этапов прове-дения конкурса.
1. Перед началом конкурса необходи¬мо тщательно продумать цели и усло¬вия его проведения, исходя из возраст¬ных особенностей и возможностей читателей. 
2. После этого создаётся Положе¬ние о конкурсе, которое регламентиру¬ет состав участников, формы конкурс¬ных работ, сроки проведения, требова¬ния к конкурсным работам. Кроме то¬го, Положение включает номинации конкурса, этапы конкурса, состав жю¬ри, предусматривает поощрение побе¬дителей. 
3. Реклама конкурса. Информация о конкурсе должна быть доведена до всех потенциальных участников. Для этого нужно повесить красочные объявления не только в библиотеке, но и в районе обслуживания. 
4. Сбор конкурсных работ.
5. Подведение итогов. Для подведения итогов конкурса выбирается жюри, в состав которого можно включить учи-телей, организаторов воспитательной работы, представителей внешкольных организаций. 
6. Заключительный этап конкурса - награждение. Это часть мероприятия должна проводить¬ся широко, открыто, возможно, даже в форме праздника. Моральное поощре¬ние подчас оказывает более сильное воздействие, чем материальное, поэто¬му торжественное чествование побе-дителей должно стать апофеозом кон¬курса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выставочная работа в библиотеке
Специалисты предлагают выставки клас¬сифицировать по ряду следующих призна¬ков:
•  По статусу — самостоятельные или сопро¬вождающие массовое мероприятие;
• По содержанию — универсальные, отрасле¬вые, тематические, персональные;
•  По целевому назначению — в помощь уче¬бе, для повышения общеобразовательного и обще культурного уровня;
•  По времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них мате¬риалов — новых поступлений, за разные го¬ды, "забытых изданий";
•  По месту экспонирования — организуемые в библиотеке или за ее пределами;
•  По срокам функционирования — постоян¬ные, длительные, кратковременные;
•  По полноте раскрытия фонда — просмот¬ровые, локальные, полочные;
• По видам изданий — книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), не¬скольких видов изданий одновременно (ком¬плексные),  новых носителей  информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видео¬кассеты и др.);
• По конструкционным особенностям — вит¬ринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-"развалы" на столах, передвижные, "кольцевые" и др.;
• По основанию для проведения — по иници¬ативе библиотекарей, по предложениям чита¬телей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
•  По степени доступности — бесплатные и платные;
•  По источникам финансирования — бюд¬жетные, внебюджетные.
 
 
 
 
 
После анализа публикаций и практи¬ческого опыта библиотек представляется воз¬можным выделить следующие виды выставок:
 
Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На вы¬ставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти во¬просы. Например: "А у нас сегодня гость" (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подрост¬ков.
Озвученная выставка: предполагается му¬зыкальное оформление, наличие аудио— или видеосопровождения. Например: '"Какая птица как поет". Такую выставку можно оформить для любого возраста.
Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на вы¬ставки: "Эту книгу я возьму с собой на необи¬таемый остров...", "Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие...", "Эту книгу я возьму с собой в поход..." и т. д.
Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старше¬классников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо со¬веты и рекомендации по полученным резуль¬татам тестирования.
Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродук¬ции и литературы об этом человеке. Напри¬мер: "Но красоту ее Боровиковский спас..." (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.
Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью рас¬крытия проблем социального развития под¬ростков, оказание помощи в их духовном ста¬новлении. Желательна тетрадь откликов: "Ро-весник, ответь ровеснику".
Выставка-бенефис читателя: например. "Лучший читатель года". Цель такой выставки — привлечение внимания к книгам через близ¬кие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотогра¬фия, анализ чтения (посещения, люби¬мые авторы, жанры, количество прочи-танных книг по различным отраслям зна¬ний), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для младших школьников, и для подростков.
Выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом "Попробуй, отгадай...". Она может быть интересна не только учащимся началь¬ных классов, но и старших.
Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: "Ле¬карственные растения Частинского района". Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей-подро¬стков.
Выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литера¬туры,  где можно найти ответы.  Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листоч¬ки детям. Такую выставку лучше организовы¬вать для младших школьников и подростков.
Выставка одной книги. Здесь возможны ва¬рианты: выставка собственно одной книги — для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плака¬том с рекомендательной аннотацией. В анно-тацию можно включить вопросы, заставляю¬щие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию про¬изведения. А когда книга предстает в разных аспектах  — переиздания; иллюстрации раз¬ных художников; история создания; прототи¬пы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; про¬должения, дописанные другими  авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.
Выставка-игра. Игра — ведущий вид дея¬тельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усили¬вается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке состав¬ной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомен¬дуемой литературой. Уровень сложности иг¬ровых материалов   выставки предопределя¬ется ее целевым и читательским назначени¬ем.   Для   дошкольников   подходит   игра   с литературными сказочными героями "Угадай, из каких мы книг", для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безо¬пасности жизни, школа, наша планета и др. Например: "Поможем Маше собрать грибы в лукошко". Для подростков подойдут рыцар¬ские турниры или "морское путешествие" "На всех парусах — в лето".
Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимо¬уважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопро¬сами обращаются дети. Например: "Я хочу уз¬нать о себе...".   Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Интересу¬ющие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнения¬ми, предлагать творческие задания чита¬телям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов, что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, воз¬можность высказаться, слушать и услышать. Выставка-диалог больше всего подходит старшим под-росткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возраст¬ную группу.
Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих позна¬вательную активность детей в процессе чте¬ния. В отличие от предыдущей, ответы на во¬просы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в лите¬ратуре, экспонирующейся на выставке. Хорошо, если это будет цикл выставок поли¬тематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьни¬ков и подростков. Выставка-конкурс может быть посвящена любым темам, обязательно наличие условий конкурса, подведение ито¬гов, награждение.
Выставка-рекомендация и выставка-со¬вет. Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей подростков проблеме, напри¬мер, рекомендации подросткам: "Как развить память". Фактографическая инфор¬мация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы состав¬ляет библиотекарь, как и саму ее подборку для выставки.
Выставка-чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литерату¬ры, где можно найти ответы. Выставка-чайн¬ворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс — все это выставки одного ряда, близкие по форме. И хотя они стимулируют пытливость, развивают любознательность, подготавлива¬ют к более внимательному прочтению представленных на выставке источников, злоупо¬треблять ими не стоит: ведь однообразия не любят ни взрослые, ни дети, ни малыши, ни подростки. Представьте себе ситуацию, если все выставки будут кроссвордами или чайн¬вордами?
Выставка-словарь: организуется для млад¬ших школьников и подростков с целью объяс¬нения новых терминов, понятий.
Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготов¬ленные по советам, рецептам, чертежам, вы¬кройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например; "Макраме — это про¬сто...", "Наши руки не для скуки" и др. Как ду¬мается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее инте¬ресной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.
Живая выставка. Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, ил¬люстративные материалы, но и предполага¬ется присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хо¬мячок и т. д. По моим наблюдениям, эта вы¬ставка вызывает искренний интерес у до¬школьников и младших школьников.
Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с ка¬ким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания на¬чинают себя ярко проявлять в подростко¬вом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого воз¬раста.
Выставка-презентация (реклама, премье¬ра). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, на¬пример, через заголовок-приказ "Девоч¬ки, новая книга для вас: прочтите!". Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.
Выставка-икебана. Если есть желание при¬дать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в ней эстетиче¬скую ауру, то надо проявить фантазию и обя-зательно оформлять такие выставки. На них представляются книги по данной тематике, и обязательно наличие композиций из цветов. Те библиотекари, которые уже организовы¬вали  подобные выставки, советуют адресовать их подросткам, а также привлекать к их оформлению подростков. Возможен и другой подход. Чтобы привлечь внимание к поэзии, можно организовать выставку "По¬эзия серебряного века в образах флорис¬тов-дизайнеров" и к каждой цветочной ком¬позиции подобрать по настроению стихотво¬рение из авторских сборников поэтов серебряного века.
Выставка-откровение относится к разряду психологических выставок, которые органи¬зуются в последние годы в библиотеках, и предполагает откровенные мысли читателей-подростков по каким-либо вопросам.
Выставка, подготовленная читателем: вы¬ставку готовит читатель-подросток по инте¬ресующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может пред-ложить конверты дисков, ксерокопии ста¬тей, сочинения школьных друзей, портре¬ты кумиров, фото коллекций марок, раз¬личные знаковые аксессуары:  значки, модели-символы, изготовленные из раз¬личных материалов, и многое другое.
Выставка-настроение: читателям-подрост¬кам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: "Я читаю эту книгу, когда мне весело...", "Я читаю эту книгу, когда мне грустно..." и т. д. Привле¬чет внимание детей и тема: "Как верно сказано...не мною...обо мне", эту выставку может организовать библиотекарь по произ¬ведениям русских классиков. Разделы вы¬ставки: "Герои грустят", "Герои счастливы" и т.п.
Выставка одного жанра. Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтэзи, авантюр¬ный роман, исторический роман и т. д., можно не только удовлетворить читательские по¬требности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышепере¬численные жанры будут интересны подрост¬кам, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.
Выставка одного автора, как правило, орга¬низуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библио¬теке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читатель¬ский адрес выставки может быть разнообраз¬ным, в зависимости от того, какие книги, ка¬кого автора и с какой целью демонстрируют-ся: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.
Выставка "Литературный герой": выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Тема¬ми выставок могут быть:  "Кот Матроскин", "Домовенок Кузька", "Шерлок Холмс", "Гарри Поттер". Сейчас легко организовать выставку "Гарри Поттер", так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматри¬вает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение истории о герое, игры с героем и многое другое.
 Выставка-полемика. Она оформляется для подростков с целью помощи читателю в фор¬мировании мировоззрения, донесения до не¬го интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемично¬го материала, отзывов на него, отражающих различные точки зрения. Например: "Откуда берутся преступления и подростки-пре-ступники?".
 Выставка-поиск для подростков и старше¬классников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный по¬иск с последующим оформлением материалов. Например: "Интересные люди нашего села", "Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны".
Выставка-исследование   читательских предпочтений: можно провести голосование для читателей-подростков на тему: "Какие книги мы возьмем с собой в будущее".
Выставка-досье: создание выставки предпо¬лагает сбор фактических данных о чем-либо. Например: "Родословная флага, герба, гимна РФ". Данная форма выставки приемлема для подростков.
Выставка-экспозиция, например: "Да, были люди в наше время". На выставке располага¬ются репродукции батальных сражений, био¬графические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках Отечественной войны 1812 г. Ре¬комендуется оформлять эту выставку для подростков.
Выставка-конфликт. Думается, что это еще одна из разновидностей "психологических выставок". Необходимость таких выставок ощущают работники не только в библиотеках для   взрослых.   В   библиотеках  детских   и школьных она оформляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести по¬иск возможных путей выхода из нее.
Выставка книжных иллюстраций.  На вы¬ставке располагаются  раскрытые иллюстри¬рованные книги на какую-то тему, но акцент делается  на иллюстрациях. Для  младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, напри¬мер: "Мороз и солнце" (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где син¬тез текста и иллюстраций придают каждой не¬повторимый вид.
Выставка-почта: выставка с элементами почты,   помогающей  установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предло¬жить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.
Выставка-календарь: можно оформить ка¬лендарь народных примет, календарь про¬фессиональных праздников, календарь лите¬ратурных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и ее материалов.
Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращенные чита¬телями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем). Может быть организован¬ной для малышей и для подростков.
Выставка-вернисаж: на выставке распола¬гаются книги и репродукции картин по опре¬деленной тематике, но акцент делается на ре¬продукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.
Выставка-сказка: выставка готовится вмес¬те с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказоч-ный город. Все это с текстом сказки оформ¬ляется в единый композиционный ряд вы¬ставки.
Выставка-дневник — это могут быть дневни¬ки великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи ("Дневник Тани Савичевой", "Дневник Анны Франк", дневники Ф.М.Достоевского, К.И. Чуковского, Ю.К Олеши и др.). По жела¬нию бывшие читатели библиотеки, учителя школы, родители могут представить и свои дневники.
Выставки-имена. Желательно, чтобы это был цикл выставок "Александр", "Анна", "Владимир" и т.д. Их цель — познакомить учащихся с историческими личностями, име-ющими эти имена {Александр Македонский, Александр Невский), поэтами и писателями, литературными и библейскими героями (Анна Ахматова, Каренина, Керн, Онегина, мать Де¬вы Марии). Эти вы¬ставки целесообразно организовывать к юбилейным датам, дням рождения и дням ангела.
 
Другими видами выставок могут быть: адресная, витрина, гороскоп, декорация, информация, коллизия, макет, минимузей, нетрадиционных носителей информации, память, плакат, празд¬ник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, раз¬мышление, реквием, реклама, стенд, творчес¬кий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология.
Книжная выставка должна быть комфортной, наглядной, доступной, оперативной.
 
 
 
 
При составлении выставок необходимо:
1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.
2. Предварительное знакомство с темой.
3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.
4. Знакомство с методическими и библиографическими рекомендациями.
5. Выявление источников по СБА.
6. Подбор выявленной литературы в фонде.
7. Знакомство с литературой.
8. Отбор литературы.
9. Группировка литературы.
10. Определение структуры выставки.
11. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.
12. Оформление выставки.
13. Реклама выставки.
14. Доукомплектование выставки.
15. Учет эффективности книжной выставки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
1. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек/ Г.К. Олзоева. - М., Либерея – Бибинформ. – 2006. – 120 с.
2. Антипова, В. Брейн-ринг на школьном поле: массовая работа становится интерактивной/ В.Антипова// Библиотечное дело. - 2008. - №10. –с. 6 -13
3. Боброва, Е. Уроки «Живой планеты»/ Е. Боброва// Библиотека. – 2008. - №4. – с. 57-59.
4. Грищенко Г. От игры - к знаниям / Г. Грищенко // Библиополе.  – 2008. - №3.– с.28-29
5. Двуреченская, Т. И тогда «нам года не беда» / Т. Двуреченская  //Библиотечное дело. – 2008. - №4. – с.31-33.
6. Киселева, Т. Если ты убиваешь время, время убивает тебя, или Как библиотека способствует развитию личности/ Т. Киселева //Библиотечное дело. -2008. - №7. –с. 28-30
7. Комолова Е. «Обзор как много в этом слове»/  Е. Комолова // Библиополе. – 2008. - №3.– с. 30-35
8. Лихачева, Т. Трудный путь к слову: из опыта работы детской библиотеки / Т. Лихачева// Библиотека. – 2008. - №11. – с.21-23 
9. Мамаева, Н. И рождается чудо-спектакль/ Н. Мамаева//Библиотека.-2008. - №7. – с. 30-31 
10. Минкевич, Е. Интернациональный город в ладонях Хибинских гор: территория мира и согласия/  Е. Минкевич // Библиотечное дело. -2008.- №8. с. 11-14
11. Намитова Т. «День специалиста «Путь к успеху»  // Библиополе.  – 2008. - №7.– с. 31-32
12. Намитова, Т. Требуются азартные и увлеченные/ Т.Намитова// Библиотечное дело. -2007. -№10. – с.25
13. Рябыкин, Н. «Звучат слова любви и упоенья»: организация литературно-музыкального вечера в библиотеке/ Н. Рябыкин //Библиотечное дело. -2008. - №11. –с. 21
14. Свиридова, Н. Привычка или… любовь? /Н. Свиридова// Библиотека. – 2008. -№2. –с.19-24.
15. Свиридова, Н. Профессиональное соло библиотекаря: новое - хорошо забытое старое /Н. Свиридова// Библиотечное дело. - 2008. - №5. – с.19-22
16. Смелова, О.И. Браво, массовая работа/ О.И. Смелова // Библиотека. – 2003. - №2. – с.16-17
17. Токмакова Е. «Шаг за шагом»/ Е. Токмакова // Библиополе.  – 2008. - №8.– с.28-29
18. Хомко, С. Читательское рандеву на Литературном бульваре/ С. Хомко//  Библиотека. -2008. - №10. – с. 56-59
19. Чуносова, Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению/ Л.Н. Чуносова// Школьная библиотека. -2007. - №4. – с.12-16
20. Шуминова, И. Тайное общество читателей: территория встреч и общения / И. Шуминова //Библиотечное дело. – 2008. - №15. – с.8-10.
21. Юферова, И. На границе жизни и смерти: о духовном подвиге и жестоких уроках войны/ И. Юферова//Библиотечное дело. – 2008. - №7. – с.15-17.  
22. Коровина, И. И продлились солнечные дни/ И. Коровина// Библиотека. – 2008. - №7. – с.63-64
23. Монина, В. Как привлечь молодежь? / В. Монина// Библиотека – 2008.  - №1. - с. 8-9
24. Киборович, Л. Игровые технологии в краеведении/ Л. Кибрович// Библиополе. – 2008.-  №4.– с. 29-31
25. Пономаренко, И. Буква закона: знать права и обязанности/ И. Пономаренко// Библиотечное дело. - 2008. - №13. – с.29-31
26. Мишина, Л. «И президент Петрова приступила к обязанностям»/ Л. Мишина// Библиополе.  – 2008. - №7.– 64-66
 
 
Составители: главный библиотекарь организационно-методического отдела МУК «ЦБС» г. Ангарска Дайнеко Г.Ф., главный библиотекарь организационно-методического отдела МУК «ЦБС» г. Ангарска Кривощекова Г.Ф.
 
 
Комментарии (1)
Светлана # 16 сентября 2015 в 11:06 0
Большое спасибо. Возьму на заметку.

666001, Россия, Иркутская область
п. Усть-Ордынский, ул. Советская, 24А

+7 (39541) 3-11-78

e-mail: uo.lib@mail.ru

Режим работы:

пн,вт, ср, чт, пт, вс 10:00 - 18:00

сб - выходной день

последний четверг месяца – санитарный день